Бронемашины Второй Мировой Войны

Бронемашины 30-х и 40-х годов XX века

M8 Greyhound

M8 Greyhound

История создания американского бронеавтомобиля «M8 Greyhound» началась летом 1941-го года. Фактически до весны этого же года американское военное командование не уделяло внимание бронеавтомобилям и серийно они не выпускались. И вот, наконец перед американскими конструкторами была сформулирована задача создания боевой машины – речь первоначально шла о легкой противотанковой САУ на колесном шасси, которая должна была обладать хорошей подвижностью, вооружаться 37-мм пушкой и быть относительно дешевой в массовом производстве.

Исходя из этих требований были выданы заказы на производство опытных машин фирмам «Ford» и «Chrysler». По собственной инициативе в разработку прототипов включилась компания «Studebaker». Проектам были присвоены номера – T22(«Ford»), T23(«Chrysler») и T21(«Studebaker»). В 1942 году 37-мм орудие, которым планировалось оснастить новые бронемашины, уже явно устарело и как противотанковая САУ новая машина едва ли нашла бы применение, однако армия испытывала потребность в бронемашине для укомплектования разведывательных частей. Кавалерийские подразделения США также высказывали недовольство устаревшими машинами и требовали перевооружения. Таким образом, приоритеты в разработке прототипов были смещены – вместо САУ был взят прицел на создание бронеавтомобиля.

Фирма «Ford» раньше своих конкурентов завершила все работы по созданию бронеавтомобиля и в короткое время провела испытания, после чего представители американского командования ввиду срочной необходимости, приняли решения развернуть производство этой бронемашины еще до испытания проектов других фирм. Они все еще продолжали работы и должны были представить их в скором времени для сравнения. Отделение «Фарго» фирмы «Chrysler» правда так и не завершила свой проект, а проект компании «Студебеккер» принят военными не был, но удачные конструктивные решения с него вскоре перекочевали на прототипы компании «Ford», которые компания последовательно дорабатывала по мере конкретизации требований военных. Помимо ряда конструктивных изменений было добавлено дополнительное вооружение – зенитный пулемет на башне. Летом бронеавтомобиль приняли на вооружение. Машина получила название – «M8»( Light Armored Car M8).

Производство развернули весной 1943 года. А уже осенью того же года первые «M8» прибыли на Средиземноморский театр военных действий. В войсках через некоторое время эти машины получили прозвище «Greyhound» - «Гончая». Первые стычки с немецкими войсками однако не внушали оптимизма – так в Италии, в районе Анцио, группа бронемашин «M8», ведущая разведку, ввязалась в тяжелый бой с противником и потеряла все свои машины. Это правда можно объяснить отсутствием у американцев опыта применения подобных машин – они явно не были предназначены для ведения продолжительного боя – их разведывательная функция сводилась к обнаружению врага, короткой стычке в случае необходимости и отступлению на исходные позиции. Боевые действия в Италии выявили множество характерных недостатков новой бронемашины – одним из таких недостатков было очень тонкое днище. Из-за этого попадание «Грейхаунда» на мину сразу приводило к гибели всего или большинства членов экипажа. Проходимость машины также оказалась недостаточно хорошей, особенно в условиях горной местности Италии – в итоге разведывательные бронемашины жались к дорогам и не могли быть использованы эффективно.

После начала операции «Оверлорд» бронемашины «M8 Greyhound» активно применялись союзниками на новом театре военных действий. И вновь из-за особенностей местности им не удавалось хорошо выполнять разведывательные задачи, которые возлагались на них. Разведывательные операции из-за обилия живых изгородей и плохой видимости приводили к вынужденным стычкам с хорошо подготовленным к обороне противником и большим потерям «M8». Слабое бронирование и вооружение диктовали необходимость использования «Грейхаундов» в Нормандии для решения вспомогательных задач – в основном охраны флангов и тыла, исключая даже разведку. Как и в Италии «M8» использовались по возможности в основном на дорогах.

Правда в дальнейшем, когда союзники вышли на оперативный простор и начали ускоренное продвижение вглубь Франции, бронемашины «M8 Greyhound», имевшие неплохие скоростные характеристики часто использовались для броска вперед в авангарде наступающих сил для занятия ключевых позиций неподалеку от линии фронта. Однако все так же давало о себе знать слабое бронирование машины – она легко поражалась даже самыми старыми немецкими противотанковыми орудиями, не говоря уже о более новых средствах поражения бронетехники.

Бронеавтомобиль «M8 Greyhound» поставлялся по ленд-лизу французам и англичанам. Небольшое количество этих машин получила Бразилия. После окончания Второй мировой войны эти бронеавтомобили участвовали во многих сражениях начавшейся Холодной войны – как пример можно привести войну в Корее. Машина стояла на вооружении многих участников НАТО и экспортировалась в страны Третьего мира. Незначительное количество "Грейхаундов" еще можно было увидеть на вооружении некоторых африканских стран в середине нулевых годов 21 века.