Бронемашины Второй Мировой Войны

Бронемашины 30-х и 40-х годов XX века

Panhard 178

Panhard 178

Этот французский бронеавтомобиль, получивший название AMD 35, изначально имел проектное название Panhard 178(«Панар 178»), под которым чаще всего его и упоминают в литературе. Разработка машины велась в начале 30-х годов. Французские конструкторы проектировали этот разведывательный бронеавтомобиль под нужды кавалерийских частей. В серию бронемашина пошла лишь в 1937 году. Производство продолжалось до 1940 года, а после тяжелейшего поражения англо-французских союзников в ходе весенней кампании и оккупации Франции германскими войсками, оно было свернуто. Всего французы выпустили 551 машину «Panhard 178». Большая часть машин – 527 штук, была вооружена 25-мм пушкой SA-35 и пулеметом Reibel. Небольшое количество «Панаров» (24 машины) вместо башни и пушки имели жестко закрепленную неподвижную рубку с радиостанцией. Эти броневики играли роль штабных машин для французской механизированной кавалерии, помогая поддерживать связь между частями армии. Радиостанция ER-27, установленная на машину имела радиус действия около 150 километров.

Бронеавтомобили AMD 35 принимали участие в боевых действиях весной – летом 1940 года против германских войск. Тактико-технические характеристики позволяли «Панарам» при грамотном применении противостоять большей части немецких танков и бронемашин. В немецкой армии было много легких танков, особенно «Panzer I» и «Panzer II», которые теоретически были уязвимы для огня 25-мм пушки SA-35, которыми были вооружены «Панары». Однако неизвестно насколько удачно французам удалось применить свои бронеавтомобили в боях. Общий ход военных действий складывался крайне неудачно для союзников – немцы успешно и быстро теснили англичан и французов по всем фронтам. Бельгийские, голландские и французские части были очень быстро разгромлены. Остатки войск союзников, прижатые к морю в районе Дюнкерка были эвакуированы английским и французским флотом на Британские острова.

Немцам в качестве трофеев досталось в том числе и большое количество бронеавтомобилей «Panhard 178». Более двухсот таких машин было взято немецкой армией на вооружение. В Вермахте они получили название «Pz.Span.204(f)». Часть боевых машин немцы переоборудовали в бронедрезины и оснастили своей радиостанцией. Многие «Панары» были задействованы гитлеровской армией летом 1941-го года в начавшейся войне против СССР. На советско-германском фронте к началу боевых действий насчитывалось 190 машин этого типа. Но уже к концу года немцами было потеряно больше половины бронеавтомобилей AMD 35, находившихся на восточном фронте. К началу 1942-го года в строю оставалось лишь 83 «Панара». К середине войны на восточном фронте у немцев осталось лишь 30 машин «Panhard 178». Примерно столько же было в резерве на западных границах Германии. Некоторая часть «Панаров» в тылу несла службу в полицейских частях.

После создания марионеточного правительства на юге Франции (Вишистская Франция) немцы разрешили новому правительству иметь на вооружении некоторое количество автомобилей AMD 35, но 25-мм орудия с них были сняты, из-за чего их огневая мощь конечно существенно упала. Некоторые «Панары» французы по своей инициативе оборудовали вместо снятого орудия вторым пулеметом. Тайком от немецких оккупантов французские власти также поддерживали производство 25-мм и 47-мм пушек, которые в перспективе могли быть установлены на «Panhard 178». Осенью 1942-го года немцы полностью оккупировали Францию, введя войска в ранее не занятую южную часть страны. Вишистское правительство фактически потеряло власть, лишь формально сохранив свои функции. Башни для бронеавтомобилей, тайно производившиеся французами, были немцами ликвидированы, а производство их уничтожено. Большинство бронеавтомобилей AMD 35 при немцах несли полицейские функции. Некоторые «Панары» были оборудованы немецкой пушкой KwK L/42 калибром 50-мм, которая устанавливалась за щитом.

В конце войны часть «Панаров» использовались армией «Свободной Франции», воюющей против немцев. На бронеавтомобили «Panhard 178» стали устанавливать новые башни и 47-мм орудия, поскольку старое вооружение к концу войны было уже слабым. В 1945 году вновь развернулось массовое производство этих бронемашин. Они получили новое обозначение – «Panhard 178B». После окончания войны «Панары» продолжали оставаться на вооружении французской армии. Части, оснащенные этими бронеавтомобилями находились не только в пределах границ Франции, но и в её колониях. «Панары» продолжали службу длительное время после войны. В 60-е годы известен случай их применения для подавления беспорядков в республике Джибути. Кроме Африки их также задействовали на Ближнем Востоке. Этот бронеавтомобиль можно по праву назвать лучшей французской бронемашиной Второй мировой войны.