Опытные образцы танков Второй Мировой Войны

ИС-7, СССР

Прототипы

ИС-7, СССР

ИС-7, СССР

Экспериментальный советский танк «ИС-7» разрабатывался с середины 40-х годов под руководством одного из опытнейших советских специалистов – проект осуществлял конструктор Н.Ф.Шашмурин, который до этого привлекался к работам над тяжелыми танками СМК, КВ, ИС-1, ИС-2 и другими боевыми машинами. По сути машина была дальнейшей попыткой развития советского танка «ИС-3». Военные многого ожидали от проекта нового тяжелого танка – и он оправдал их ожидания. Первый экземпляр «ИС-7» был изготовлен уже после окончания войны – в 1946 году. Характеристики нового советского гиганта впечатляли – вес машины составлял 68 тонн, но при этом она сохраняла хорошую подвижность и в скорости не уступала среднему танку.

Характеристики советского танка ИС-7

Танк оснащался мощной 130-мм пушкой С-70 и имел толщину брони 150мм в лобовой проекции. Номинально это соответствовало немецкому «Королевскому Тигру», но фактически «ИС-7» был лучше бронирован из-за имеющихся углов склонения бронеплит и выдающегося вперед «щучьего носа». Все это давало хорошую приведенную броню(фактически доходившую до 260мм, а толщина маски вообще равнялась 355мм!) и значительно увеличивало шанс рикошетирования снарядов, попадающих в танк. Бронирование «ИС-7» с трудом поддавалось даже огню его собственного мощного орудия. Стоит вспомнить о вспомогательном вооружении «ИС-7» - на него устанавливалось сразу 8 пулеметов(2 пулемета 14.5мм и 6 пулеметов 7.62мм). Все пулеметы, кроме тех, что устанавливались в спарке с пушкой, имели электроприводы и могли наводиться на цель изнутри машины. Удачной был трансмиссия и подвеска машины. Испытатели утверждают, что танк был очень легок в управлении.

Как видно, новый советский танк обладал колоссальнейшей огневой мощью и мощным бронированием, в сочетании с подвижностью среднего танка. Эта боевая машина вобрала в себя весь опыт советского танкостроения, накопленного за годы тяжелейшей войны с гитлеровским Вермахтом. Форма башни и корпуса был довольно оригинальной, а многие конструкторские решения, впервые опробованные на этом танке, были по-настоящему новаторскими. Например, в танке устанавливалась система управления огнем, облегчающая прицеливание – наводчик с помощью прибора указывал точку, а орудие автоматически наводилось на нужное место. Транспортер снарядов, появившийся в данном танке, увеличил темп стрельбы до 8 выстрелов в минуту. Впервые в советском танкостроении на «ИС-7» была применена эжекторная система охлаждения. Также имелась система автоматического пожаротушения, которая могла срабатывать до 3-х раз.

Удивительно, но в серию данная машина при всех своих очевидных плюсах не пошла. Возможно это было связано с тем, что военные специалисты чувствовали, что эпоха тяжелых танков подходит к концу – уже вскоре появится концепция «основного боевого танка»(ОБТ) и тяжелые машины, напоминающие об эпохе Второй мировой будут никому не нужны. На вооружение Советской Армии гигант «ИС-7» принят так и не был. Потрясающий для своего времени танк к сожалению так и остался на стадии изготовления прототипов. Это конечно вовсе не означало, что время и ресурсы, потраченные на его разработку, были бесполезной тратой сил, ведь многие эксперименты и технические решения, базой для отработки которых стала эта машина, впоследствии активно применялись советскими специалистами в других боевых машинах, которые пошли в серию. «ИС-7» же стал еще одной страницей Отечественного танкостроения и очередным шагом в развитии танковых войск СССР.