Опытные образцы танков Второй Мировой Войны

E-75, Германия

Прототипы

E-75, Германия

E-75, Германия

Перспективный немецкий тяжелый танк E-75 изначально позиционировался немецким командованием как замена небезызвестному «Королевскому Тигру» и фактически являлся дальнейшей эволюцией немецкого танкостроения. Правда планам немцев не суждено было сбыться – E-75 так и не вышел на поля сражений, поскольку гитлеровский Рейх весной 1945 года пал под мощными ударами Красной Армии с Востока и союзных войск с Запада. Проект танка E-75 действительно интересен тем, что германским специалистам наконец-то удалось создать довольно удачную по всем параметрам машину и лишь бесславный конец фашисткой Германии не дал возможности опробовать эти танки в реальном бою.

Характеристики немецкого тяжелого опытного танка E-75

Куратором проекта новой тяжелой машины, получившей рабочий индекс E-75 был достаточно известный и талантливый немецкий конструктор Генрих Эрнст Книпкамп, имевший внушительный послужной список, и десятки спроектированных боевых гусеничных машин. Конструкция E-75 имела много общего с E-50, еще одним впечатляющим проектом немецких инженеров. В частности речь идет о подвеске, башне и корпусе машины. В качестве вооружения предполагалась установка на E-75 модернизированного орудия KwK 44/L57 со стабилизатором. Данное устройство позволяло танку на ходу без остановок вести прицельный огонь по противнику, что естественно значительно повышало боевую эффективность. Скорострельность орудия была увеличена за счет доработки боеприпаса. Планировалось оснащение системы прицеливания приборами ночного видения.

Ожидаемая максимальная скорость и динамика машины должна была находится на уровне 40 км/ч, что для подобной массы и габаритов весьма неплохо. Показатель удельной мощности машины при использовании 12-циллиндрового двигателя Maibach HL235 равнялся 11 с небольшим л.с. на тонну, для сравнения примерно такая же удельная мощность была у массового выпускаемого на тот момент советского тяжелого танка «ИС-2». Правда очень невелик был запас хода – лишь 200км, но едва ли это было огромным недостатком, учитывая характер боевых действий конца войны, когда германские танковые части вели тяжелые оборонительные бои и ни о каких прорывах в глубь обороны противника думать не приходилось.

Пожалуй, главным достоинством E-75 была хорошая бронезащищенность. В лобовой проекции толщина бронелистов доходила до 150мм, а «во лбу» башни было аж целых 180мм. Передняя часть листов располагалась под наклоном, дополнительно увеличивающим бронестойкость. Несмотря на то, что советская армия имела средства поражения даже для таких машин, их появление на линии фронта могло бы стать неприятным сюрпризом для наших танкистов и бронебойщиков. Особой проблемой было пробитие брони передней проекции E-75, где её толщина была действительно впечатляющей. Еще одной положительной чертой новой боевой машины можно считать просторное боевое отделение и удобство работы экипажа из 5 человек.

Общая оценка этого несостоявшегося немецкого проекта, даже несмотря на отсутствие у танков E-75 практического боевого опыта, все же положительная. Сложно сказать, как повел бы себя этот танк в условиях реального боя, можно лишь предполагать. Однако, судя по характеристикам машина была вполне «вменяемой» и годилась на роль массового танка, способного со временем стать если не основой немецких танковых войск, то хотя бы выйти в массовое производство, в отличие от всевозможных «вундервафлей» типа «Мауса» и «E-100» на реализацию которых у Германии совершенно точно не хватило бы никаких ресурсов. В этом смысле призрачный шанс встать в строй у E-75 был. Для этого гитлеровскому Рейху требовалось продержаться еще какое-то время и возможно в 1945 или 1946 годах были бы выпущены реальные экземпляры этого танка.