Опытные образцы танков Второй Мировой Войны

СМК, СССР

Прототипы

СМК, СССР

СМК, СССР

Экспериментальный танк «СМК», разработанный советскими конструкторами в конце 30-х годов, стал не много ни мало «отцом» всей последующей линейки тяжелых советских танков «КВ», при создании которых использовалась база СМК и опыт его проектирования. Сама же эта машина делалась на основе серийного многобашенного танка «Т-35» и унаследовала некоторые его черты.

Характеристики советского тяжелого опытного танка СМК

Первоначально работы над танком велись в конструкторском бюро ХПЗ (Харьковский паровозостроительный завод), но спустя некоторое время руководство дало указание привлечь к процессу еще и специалистов Ленинградского Кировского завода под руководством советского конструктора А.С.Ермолаева. Завод уже имел богатый опыт изготовления средних танков «Т-28». После этого дело пошло существенно быстрее. Конструкторам Ермолаева были указаны вполне конкретные сроки, в которые необходимо было уложиться – танк «СМК» должен был быть готов к весне-лету 1939 года. Уже осенью 1938-го конструкторы предоставили комиссии Автобронетанкового управления чертежи машины, а также изготовленный в полную величину тестовый деревянный макет танка «СМК». Начальству показали и разрабатывавшийся параллельно другим заводом предварительный образец тяжелого танка «Т-100».

По итогам приемки комиссия вынесла положительный вердикт – танк решено было изготавливать в металле и проводить полигонные испытания. Позднее участники заседания Политбюро и Комитета обороны, обсуждавшие проекты тяжелых танков, пришли к выводу, что задняя башня танка явно лишняя и поэтому со стороны И.В.Сталина последовало распоряжение – для облегчения массы танка оставить только две башни (напомним, что «Т-35», на базе которого создавался «СМК», имел пятибашенную компоновку). За счет освободившейся массы можно было увеличить толщину брони, что и было сделано. Как оказалось, решение было правильным, в конце концов советские конструкторы вообще ушли от концепции многобашенных машин, она оказалась несостоятельной. Но пока на дворе еще стоял 1939 год – эксперименты и изыскания по созданию новых типов танков шли полным ходом.

В конце 1939 года опытный тяжелый танк «СМК» своим ходом выехал из производственного заводского помещения. После предварительной обкатки начались более серьезные испытания – в конце июля танк доставили над подмосковный полигон в Кубинке. При демонстрации машины присутствовали многие видные деятели советского руководства. Испытания шли вплоть до осени 1939 года – «СМК» оказался достаточно надежной машиной – танк «намотал» более 1,5 тыс. км по полигону. В ноябре 1939 года появилась возможность проверить новую машину в деле - началась советско-финская война. Танк вместе с подготовленным экипажем направили на фронт.

В середине декабря опытный танк «СМК» вступил в бой с частями финской армии на Карельском перешейке. Учитывая впечатляющую толщину брони «СМК» - 75-мм в лобовой проекции и 60-мм по бортам, для штатных противотанковых орудий того времени он был практически неуязвим. Танк неплохо показал себя в прорыве укрепленного финского района, но затем уже в глубине обороны противника наскочил на мину. Сбитая взрывом гусеница превратила эту могучую машину в неподвижную огневую точку. Экипаж предпринял активные усилия для того, чтобы починить танк, но поломка оказалась неустранимой в полевых условиях – требовалась эвакуация. Все это необходимо было сделать прямо в полосе активных боевых действий в условиях серьезного противодействия противника. Отбуксировать «СМК» в тыл не удалось и он был оставлен за линией фронта.

Позднее предпринимались попытки все же вернуть машину – была даже сформирована специальная ударная группа, которая пыталась прорваться к танку и вывезти его из глубины вражеской обороны. К сожалению операция закончилась неудачей – группа понесла большие потери, не выполнив поставленной задачи. Финны вероятнее всего также пытались отбуксировать танк, но едва ли имели для этого соответствующие средства, поэтому машина так и простояла на месте, где была повреждена, вплоть до разгрома финских войск на линии Маннергейма. Через полтора месяца она была эвакуирована в тыл – для её буксировки понадобилось сразу шесть средних танков «Т-28». После эвакуации «СМК» был разобран на части. Предполагалось, что после ремонта он будет отправлен в Кубинку, но задуманное осуществить так и не удалось. Скорее всего виной тому военное лихолетье – в начале 40-х уже явно ощущалась близость возможной войны с Германией и поэтому все силы действующих заводов были направлены на усиление обороноспособности – главным был выпуск многочисленных серийных машин. «СМК» же остался в истории.

Как уже говорилось ранее, от «СМК» ведут свою родословную знаменитые «КВ». Положительными сторонами «СМК» являются мощное круговое противоснарядоное бронирование и хорошее вооружение (два орудия 76-мм и 45-мм). Для конца 30-х и начала 40-х это был действительно серьезный аргумент. Естественно, как и любая машина, танк не был лишен недостатков. Как выяснилось впоследствии в ходе эксплуатации потомков «СМК» - тяжелых танков «КВ», избыточный вес и перегруженность ходовой части приводили к выходу машин из строя в ходе марш бросков на большие расстояния. Из-за все того же избыточного веса было затруднено форсирование естественных преград вроде рек, а также вызывала большие сложности срочная эвакуация – чтобы не оставлять поврежденную машину противнику, их просто подрывали и бросали собственные экипажи. В непосредственном столкновении с «КВ» или его «папой» - «СМК» у любого немецкого танка того периода было бы мало шансов – вооружение на дальней дистанции зачастую не позволяло им пробить броню советских танков даже в борт или корму, ответным же огнем немецкая машина поражалась наверняка.

Однако парадигма «Блицкрига», которую активно использовали в ходе военных действий летом 1941-го германские войска, вообще не предполагала лобовых столкновений с крупными силами советских войск и тяжелых встречных боев с советскими танками «стенка на стенку». Если бы немцы пошли на это, то вероятно их армия была бы остановлена в первые месяцы войны, увязла бы в боях с перебрасываемыми из глубины страны советскими дивизиями и не прорвалась бы дальше линии укреплений на старой границе СССР. Вместо этого немцы сделали ставку на решительный маневр силами. Серьезные очаги сопротивления просто обходились – танковые и моторизованные части рвались в глубину обороны Красной Армии, рассекая тылы и занимая важные стратегические точки далеко за линией номинального фронта.

Здесь решающую роль играло уже даже не техническое превосходство в бронировании и вооружении, а именно скорость и подвижность. Последнего тяжелые советские машины были как раз лишены. На все это наложились ошибки и просчеты командования, зачастую отдающего противоречивые приказы и бросавшего танки в бой без адекватной пехотной и артиллерийской поддержки. В ряде случаев советские тяжелые танки наносили противнику приличные потери и заставляли его испытывать серьезные затруднения, достаточно вспомнить, например, бой у Расейняя, где всего один советский танк создал немцам большие проблемы

В целом же мощные «КВ» с их хорошим вооружением и впечатляющим бронированием оказались малопригодны в условиях молниеносной войны. Недаром в дальнейшем ставка была сделана на «Т-34», который не уступал «КВ» в вооружении, имел эффективную наклонную проекцию бронирования при меньшей массе и серьезно превосходил тяжелые танки в подвижности и мобильности. Тяжелые же экспериментальные танки конца 30-х годов, такие как описываемый в этой статье «СМК» стали историей советского танкостроения. Как проект эта машина оказалась безусловно полезной – конструкторы получили драгоценный опыт создания тяжелых танков. Первые попытки и пробы чаще всего сопровождаются ошибками, все учесть невозможно, но чтобы что-то получилось, нужно пробовать делать. Во второй половине войны советские конструкторы смогли создать достойный тяжелый танк - «ИС-2», который дошел до Берлина. В этой машине сосредоточился весь накопленный опыт Отечественного танкостроения. Такие танки как «СМК», «Т-100» и «Т-35» были отправными точками приобретения этого опыта и последующей Победы в Великой Отечественной войне. Эти боевые машины, несмотря на присущие им недостатки, достойны того, чтобы о них вспомнить.