Опытные образцы танков Второй Мировой Войны

Tiger(P), Германия

Прототипы

Tiger(P), Германия

Tiger(P), Германия

«PzKpfw VI Tiger (P)» - вариант немецкого танка «Тигр» конструкции известного специалиста Фердинанда Порше. На стадии разработки и испытаний эта боевая машина, известная также как «Tiger P» или «Тигр Порше», составляла главную конкуренцию хорошо известному тяжелому танку «Pz.VI Tiger» фирмы «Хеншель». Считается, что разработка обоих вариантов танка «Тигр», началась еще в 1941 году до начала кампании Вермахта против СССР. В ходе проектирования машину конструкции фирмы «Хеншель» называли «VK4501(H)», в то время как детище Порше стали обозначать как «VK4501(P)». Таким образом, изначально существовала конкуренция между двумя проектами.

Характеристики тяжелого танка Тигр Порше(Tiger P)

Оба экспериментальных образца были готовы в 1942 году и первый их показ высшему руководству Третьего Рейха был приурочен ко дню рождения Гитлера. Еще до начала испытаний у машины Порше обнаружился явный недостаток – танки были выгружены на мягкий грунт, где «Tiger(P)» сразу же застрял и его экипаж не смог двинуться с места без посторонней помощи. Серия испытательных проб началась с километрового пробега. Тут «Tiger P» смог взять некоторый реванш за первоначальное фиаско с застреванием в мягком грунте – он обошел машину «Хеншель» на скорости 50км/ч и преодолел всю дистанцию, в то время как его оппонент вынужден был остановится на завершающем отрезке пути из-за перегрева двигателя.

А вот при проверке маневренности и проходимости «Tiger P» вновь сплоховал – машина фирмы «Хеншель» легко и быстро разворачивалась на тех участках, где танк конструкции Порше застревал. Гитлер, наблюдая за всем происходящим, в итоге пришел к выводу, что в дальнейшей доработке нуждаются оба танка и говорить об окончательном выборе в пользу той или другой машины пока рано.

Весной 1942 года на полигоне недалеко от Эйзенаха(Тюрингия) испытания обоих вариантов танка «Тигр» были продолжены. Окончательные их итоги были явно не в пользу машины Порше - ненадежные торсионы; орудие, сильно выступающее за корпус и завышенный профиль машины – вот далеко не полный перечень претензий к его танку. Наконец, сыграл свою роль фактор конструктивной сложности обеих машин – впоследствии было хорошо известно насколько был затруднен ремонт многих узлов и агрегатов капризного «Тигра», так вот машина Порше была конструктивно еще сложнее своего оппонента и это создавало серьезные проблемы в её ремонте и обслуживании.

Еще одним гвоздем в крышку гроба проекта Фердинда Порше стала электрическая трансмиссия, применявшаяся в его машине. Медь, которая в огромных количествах требовалась при её изготовлении, была тогда в Германии дефицитной. Уже один этот факт делал почти невозможным воплощение проекта «Tiger P» в полном объеме и доведения его до логического конца – массового производства. В итоге массовым стал «Pz.VI Tiger (H)» - тот самый «Тигр», который хорошо известен всем нам. Правда решение было компромиссным – башня на нем была конструкции Порше, а шасси – «Хеншель».

В плане вооружения и бронирования «Tiger P» был в принципе идентичен своему ушедшему в массовое производство собрату. Также были близки и другие характеристики. Всего было произведено 5 танков конструкции Порше и один из них даже умудрился принять участие в боевых действиях на Восточном фронте в качестве командирского танка. Этот единственный «Тигр Порше» был потерян немцами в Галлиции в ходе боевых действий против советских войск.