Советские танки 1939 - 1945

Советские САУ

Выберите танк
Смотрите также...
Поставки танков по ленд-лизу в СССР
Немецкий легкий танк Pz38(t): Описание,ТТХ
САУ СУ-76

СУ-76

К 1942 году советский фронт стал остро нуждаться в мобильных самоходных орудиях, способных пробивать усиленную броню немецких танков и оказывать огнем поддержку пехоте в наступлении. Именно для этих задач по заказу ГКО в краткие сроки была спроектирована и поставлена на поток производства САУ "СУ-76". Эта боевая машина стала одной из первых серийных самоходных установок СССР во Второй Мировой Войне и являлась наиболее массовой машиной Красной Армии после знаменитых "Т-34". Советские заводы выпускали СУ-76 в течении всей войны и смогли дать фронту свыше 14 тысяч самоходных установок этого типа. САУ СССР СУ-76 - Боевые характеристики

Описание

К разработке необходимой для Красной Армии САУ советские конструкторы приступили весной 1942 года. Первоначально советские конструкторы под руководством С.А.Гинзбурга спроектировали унифицированное шасси на базе танка "Т-60". На основе этого шасси предполагалось создание целой линейки боевых машин - зенитных и штурмовых САУ, а также бронетранспортеров, однако от создания последних вскоре решено было отказаться - были построены опытные образцы только зенитной и штурмовой артиллерийской установки. Прототип штурмовой САУ изготовил завод №37 и там же после прохождения испытаний планировалось начать массовый выпуск этих САУ, однако это так и не случилось - завод из-за осложнившейся ситуации на фронте под Сталинградом перешел в режим форсированного выпуска легких танков и заказ на изготовление "самоходок" был отменен. Советская САУ СУ-76 Однако на создании САУ вовсе не был поставлен крест - в то же самое время КБ Уральского Завода Тяжелого Машиностроения совместно с конструкторами вышеупомянутого завода №37 вело разработку САУ на базе легкого танка "Т-40". Осенью 42-го этот проект был передан в КБ Коломенского завода №38, который и использовал его в разработке будущей САУ "СУ-76". Советское руководство поставило конструкторам задачу - изготовить опытные партии легких и средних САУ и провести испытания к концу года. Изготовлением прототипов штурмовых САУ занимались одновременно сразу два завода - вышеупомянутый завод №38(его образец получил название "СУ-12") и Горьковский автозавод(индекс его образца "СУ-71"). Оба варианта изготавливались с использованием узлов и агрегатов легких танков "Т-70" и "Т-60" В итоге предпочтение было отдано проекту Коломенского завода, а его САУ получила окончательное название "СУ-76". В декабре 42-го прошли государственные испытания и принято постановление об организации массового производства, а уже в январе 1943 года с конвеера сошли первые партии этих САУ. После первого опыта эксплуатации в войсках были обнаружены существенные конструктивные дефекты трансмиссии машины, а кроме этого очень плохой оказалась обзорность новой машины, а это серьезно снижало её боевую эффективность. Советская САУ СУ-76 Из-за этого весной 1943-го производство "СУ-76" даже остановили и начали срочную доработку конструкции. Пока шло устранение недостатков трансмисси, конструкторы ГАЗа спроектировали модернизированный вариант вышеупомянутой САУ. После модернизации она получила название "СУ-76М". Завод №38 быстро изготовил новый образец, испытания которого показали надежную работу трансмиссии, но Государственный комитет обороны указал на необходимость снижения массы машины, что и было сделано в дальнейшем - за счет установки открытой рубки(до этого она была забронирована) и снижения толщины бронелистов Весной 1943-го "СУ-76М" была принята на вооружение. И до конца этого же года советская промышленность уже смогла дать армии более тысячи этих машин. Когда на вооружении РККА появились первые САУ "СУ-76", то первоначально они поступали в так называемые самоходно-артиллерийские полки РВГК(Резерва Верховного Главнокомандования). Эти были полки "смешанного" состава и состояли они из батарей "самоходок" "СУ-76" и "СУ-122". Несколько раз их реорганизовывали и в итоге выявили явные недостатки такой структуры - она создавала большие сложности в снабжении и управлении. Поэтому вскоре полки САУ стали комплектоваться однотипными машинами. Потребность Красной Армии в САУ все более и более возрастала, росло и производство "СУ-76М". Для более эффективного управления и быстрой переброски большого количества самоходно-артиллерийских полков с одного участка фронта на другой, в 1944 году были созданы самоходно-артиллерийские бригады РВГК, включавшие в себя по три полка САУ. Одовременно создавались полки, бригады и дивизионы САУ в штатах стрелковых дивизий, танковых и механизированных корпусов. Эти "самоходки" сопровождали пехоту и подвижные соединения в наступлении, хорошо проявив себя в условиях бездорожья. Советская САУ СУ-76 Как известно, САУ "СУ-76М" была создана на базе легких танков, но по огневой мощи и боевой ценности существенно превосходила их - 76-мм пушка этой САУ вполне успешно могла бороться практически со всеми типами бронетехники Вермахта. Проблемы возникали лишь с хорошо бронированными "Пантерами" и "Тиграми". И если первые были крайне уязвими из-за тонкой бортовой брони, чем часто пользовались опытные советские экипажи, а также могли быть поражены огнем в маску орудия, то вот со вторыми все было гораздо сложнее - "Тигр" мог быть поражен лишь огнем в борт или корму с довольно близкой дистанции. В противном случае шансов у экипажа "СУ-76" в бою с этими танками оставалось немного - в случае лобового столкновения можно было лишь пытаться вести огонь по гусеницам или орудию, либо отступать. Большим преимуществом СУ-76 была её надежность. Неплохой двигатель, хорошая система охлаждения и маленькая масса позволяли применять её практически в любую погоду на абсолютно любой местности - проходимость этой САУ была просто потрясающей. Самоходка могла разогнаться до 25км/ч на пересеченной местности и легко преодолевала подъем в 30 градусов. По хорошей дороге она развивала скорость до 45км/ч. СУ-76 могли прикрывать пехоту на местности, которая была непроходима для более тяжелых бронемашин. Советская САУ СУ-76 Эта возможность использования рельефа местности давало шансы эффективной организации засад - машину можно было быстро перебросить на нужный участок. При этом самоходку из-за низкого силуета было трудно обнаружить. Бронирование САУ было довольно слабым, но это компенсировалось трудностью прямого попадания по малогаббаритной и плохо заметной самоходке, которая к тому же могла быть хорошо замаскирована экипажем. "СУ-76" являлась многоцелевой самоходной артилерийской установкой и могла использоваться как средство парирования танковых ударов противника, ведения активной обороны и поддержки атакующих частей в наступлении. Учитывая высокий угол вертикальной наводки орудия, она могла быть использована даже в качестве самоходной гаубицы, ведя огонь с закрытых позиций. Производство СУ-76 было малозатратным, поэтому мощная советская промышленность смогла выпустить огромное количество этих боевых машин, которые были действительно необходимы фронту. Более половины от суммы всей произведенной за годы войны самоходной артиллерии составляли именно САУ "СУ-76".