Советские танки 1939 - 1945

Советские тяжелые танки

Выберите танк
Смотрите также...
Танки "Т-28" в советско-финской войне (Часть I)
Советский легкий танк Т-70: Описание,ТТХ
Советский тяжелый танк Т-35

Т-35

«Т-35» - первая в СССР боевая машина, относящаяся к классу тяжелых танков. Её разработка была завершена в начале 30-х годов. Танк поступил в серию, но его выпуск в масштабах отечественного танкостроения был очень скромным – на фоне тысяч других выпущенных танков, число «Т-35», поступивших в войска несколько меркнет – всего 61 машина, включая два прототипа. Тем не менее нельзя не обратить внимание на этот впечатляющий для своего времени танк. Характеристики тяжелого советского танка Т-35

Описание

Эксперименты советских конструкторов по созданию тяжелых боевых машин шли ещё в 20-е годы, однако длительное время подготовить прототип и довести его до массового производства не удавалось. И вот в начале 30-х годов наконец-то удалось добиться создания рабочего прототипа. Все началось с организации конструкторского бюро под руководством Николая Всеволодовича Барыкова. В это КБ вошли специалисты, которые уже имели опыт работы над более ранними советскими проектами тяжелых танков. Именно это КБ и начало ударными темпами создавать новую тяжелую боевую машину, позже получившую название «Т-35». Первый прототип был готов к лету 1932-го года, что и было предусмотрено планом. Готовый экземпляр получился по массе несколько тяжелее чем ожидалось. Танк обладал довольно солидным для начала 30-х бронированием – толщина брони прототипа достигала 40мм в лобовой проекции. Вооружение, на первый взгляд, было самой сильной стороной «Т-35» - в центральной башне располагалась мощная 76-мм пушка(в прототипе установили лишь её макет) «КТ-28», две 37-мм пушки «20К» находились в малых башнях впереди и позади основной башни. Советский тяжелый танк Т-35 В качестве дополнительного вооружения устанавливались еще три пулемета(«ДТ»). Машина развивала скорость до 28 - 30 км/ч, имела хорошие показатели удельного давления на грунт. Второй прототип появился весной 1933-го года и даже успел поучаствовать в майском параде 1933-го года. Серийный образец, однако, имел серьезные отличия от демонстрируемых ранее военным прототипов. Танк был серьезно доработан – изменены конструкции башен, корпуса и ходовой части. В 1934 году промышленность выпустила 10 танков «Т-35». Вышеупомянутая пушка «КТ-28», адаптированная для танка, вызывала шквал критики со стороны советских военных специалистов за низкие характеристики её бронебойного снаряда, хотя стрельба осколочно-фугасными снарядами нареканий не вызывала. Эту пушку предполагалось заменить впоследствии на более мощную. Обзорность из машины была удовлетворительной – её обеспечивали обычные смотровые щели, а также перископы. Все «Т-35» были радиофицированными и таким образом имели средства связи. Внешне танк производил очень приятное впечатление и казался невероятно мощной боевой машиной, но в реальности имел множество существенных недостатков, которые и не позволили в итоге ему выйти за рамки ограниченной серии в шесть десятков единиц. Например, одним из недостатков был сильно ограниченный обзор механика-водителя. Другой, куда более серьезной проблемой, стала сложность управления «Т-35» в боевых условиях. Даже самый одаренный командир едва ли мог справиться с координацией огня всех пяти башен танка. Это сильно нивелировало боевую ценность машины. Была попытка найти выход в установке специальной системы наводки башен – ТПУАО(«Танковый прибор управления артиллерийским огнем») , но несмотря на её успех в серию танки, оснащенные такой системой, не пошли из-за её дороговизны и сложности эксплуатации, проблем ремонта и обслуживания. Из-за большого количества орудий количество членов экипажа было очень большим – 11 человек. Летом 1941-го года «Т-35» вступили в бой с гитлеровскими захватчиками. Советский тяжелый танк Т-35 Увы, но этот стальной монстр практически никак не проявил себя в условиях реальных боевых действий. Справедливости ради стоит отметить, что эти слабоманевренные танки оказались тем страшным летом 41-го в совершенно неподходящих для себя условиях, поэтому вероятно и толку от них было немного. Всего за несколько дней эти машины, выполняя порой противоречивые приказы командования, совершили несколько форсированных маршей, так и не вступив в бой с противником, но уже от этого половина материальной части вышла из строя. Лишь несколько танков «Т-35» было непосредственно уничтожено немецкой армией. Некоторое количество этих машин уцелело и впоследствии приняло участие в битве за Москву. К сожалению, несмотря на внушительный вид этих машин, славы они не сыскали. Будущее было за однобашенными танками, что и продемонстрировал дальнейший ход войны. Многие «эксперты», оценивая эту боевую машину довольно издевательски относятся к ней, однако стоит сказать, что этот танк по сути был всего лишь экспериментом в отечественном танкостроении. Он дошел до серийного производства, но выпущено танков «Т-35» было ничтожно мало. Это свидетельствует о том, что советское руководство трезво оценивало свои ресурсы и возможности, поэтому сделало ставку на более универсальные боевые машины, такие как «Т-34». Можно конечно считать тяжелые танки «Т-35» ошибкой, но знаете ли не ошибается только тот, кто ничего не делает. В конечном счете отечественная танковая промышленность смогла дать фронту более совершенные и качественные танки, а опыт проектирования и создания «Т-35» впоследствии пригодился советским конструкторам при разработке более новых машин.