Статьи и публикации о танках Второй Мировой Войны

Этот раздел содержит интересные публикации, статьи и факты о танках Второй Мировой Войны

Британское танкостроение в 30-40е годы: крейсерские и пехотные танки

Британское танкостроение в 30-40е годы: крейсерские и пехотные танки

На развитии британского танкостроения серьёзно сказалась как Первая Мировая Война, так и борьба различных мнений внутри английского руководства относительно характера будущей войны. С осознанием необходимости создания сильных бронетанковых войск в преддверии грядущей войны, в Англии сформировались две точки зрения на возможные пути развития танковых сил.

Одни военные специалисты считали, что современная маневренная война требует подвижного танка с достаточной огневой мощью, пусть и в ущерб бронированию, способного совершать быстрые прорывы в бреши обороны противника, отрезая тылы и уничтожая его коммуникации, а также быстро перемещаться по фронту в случае необходимости. Козырь подобных машин - их скорость и стремительность. Подобные танки в дальнейшем станут называть крейсерскими.

Другая точка зрения основывалась на опыте Первой Мировой Войны, когда танки действовали исключительно как средство поддержки пехоты в наступлении и обороне. В отличие от крейсерских танков, эти боевые машины должны были обладать не только хорошей огневой мощью, но и очень сильным противоснарядным бронированием, особенно в лобовой проекции. Бронирование этих танков должно было выдерживать огонь противотанковой обороны противника, успешно подавлять огневые точки врага, помогая пехоте взломать оборонительные укрепления. Естественно, при необходимости данные танки также успешно должны были противостоять и бронетехнике противника. Однако хорошие характеристики бронирования давались ценой серьёзного уменьшения скорости и динамики танка. О самостоятельных действиях подобных танков не могло быть и речи, маневрировать под огнём противника они практически не могли, что в общем и не требовалось, поскольку подразумевалось, что их бронирование спасёт их от разрушительного огня противотанковой артиллерии. Подобные боевые машины классифицировались в Англии в период Второй Мировой Войны как пехотные.

Разделение танков на крейсерские и пехотные стало отличительной чертой британского танкостроение в те годы. Яркими представителями первой группы являются танки "Covenater", "Crusader", "Cromwell" и "Comet". Все они отличались хорошими скоростными параметрами, но обладали довольно слабым бронированием. Характеристики орудий также были довольно посредственными. Так, крейсерский танк "Cromwell", выпуск которого начался в Англии зимой 1943 года, устанавливалось 57-мм орудие, которого уже было явно не достаточно для борьбы с немецкими танками "PzIV", бронирование которых было к тому времени серьёзно усилено, тем более эта пушка не могла бороться с "Тиграми" или "Пантерами". К тому же практически у всех немецких танков того периода характеристики орудий были намного выше - это касалось и 75-мм орудий "PzIV" и "Пантер", а также "Тигров" с их 88-мм пушкой KwK36. На примере крейсерского танка "Cromwell" видно как серьёзно уступали британские танки своим противникам уже к середине войны. Они проигрывали немцам практически во всех ключевых боевых характеристиках. Если в начале войны крейсерские танки ещё могли успешно действовать против немцев в Африке, то в дальнейшем они показали свою полную несостоятельность - у них не было ни бронирования, ни пушки с хорошей баллистикой, способной уверенно поражать немецкие танки 1943 - 1945 годов.

Теперь рассмотрим британские пехотные танки. Типичными примерами таких танков являются "Матильда" и "Черчилль". В этих танках наиболее ярко выражены черты пехотных - отличное круговое бронирование. На начальных этапах войны, эти танки, действовавшие в составе британских войск в Северной Африке, были практически неуязвимы для огня немецкой и итальянской противотанковой обороны. Штатные 37-мм орудия, распространенные тогда в немецкой армии не всегда пробивали эти танки даже в борт, не говоря уже о лобовой проекции. Итальянцы использовали против "Матильд" и "Черчиллей" тяжелые зенитные орудия калибра 88-мм. Только эти стволы поражали хорошо бронированных "британцев". Такая ситуация была характерна лишь для начала войны. В дальнейшем у немцев появились орудия, способные уверенно поражать данные танки, а бронирование их собственных танков возросло, в то время как британские танки продолжали оснащаться пушками малых калибров с откровенно слабой баллистикой. И хотя бронирование "Черчиллей" англичане также усилили к концу войны, а также установили более мощное орудие 76мм Howizer, в целом их тяжелые танки уступали немецким. Это касалось скоростных характеристик, параметров орудия и общей конструкции танка. Лишь бронирование всё ещё оставалось их некоторым преимуществом. Самыми же большими недостатками английских боевых машин на фоне немецких длительное время оставались их проблемы с эксплуатационной надежностью танковых двигателей, а также различных элементов ходовой части. Только к концу войны англичане смогут довести надежность всех узлов своих танков до приемлемого уровня.

В целом можно сказать, что концепция разделения танков на крейсерские и пехотные оказалась ошибочной. Английской армии был необходим универсальный многоцелевой танк, способный решать любые боевые задачи: вести борьбу с бронетехникой противника, поддерживать пехоту в наступлении и обороне, контратаковать, наносить фланговые удары и быть способным к самостоятельным действиям в условиях отрыва от основных сил (например при глубоких прорывах в тыл противника). Как советские, так и немецкие конструкторы задачу создания подобного танка смогли решить. Основной советский танк "Т-34" и немецкий "PzIV" вполне способны были с разной степенью успеха выполнять вышеприведенные действия.

Для британских же танков многие из них оказывались не по зубам. Пехотные танки из-за их низкой скорости оказывались практически бесполезны при решении крупных стратегических задач - они не могли действовать так, как действовали немецкие или советские танки в условиях стремительной маневренной войны - им просто не хватало для этого скорости. В итоге их низкая скорость, ненадежность и малый запас хода ставили крест на любой попытке ввести пехотный танк в глубокий прорыв. Более перспективные с этой точки зрения крейсерские британские танки обладали нужной для современной маневренной войны скоростью, но остальные их боевые характеристики были посредственными, что также не давало им определенных преимуществ. Сталкиваясь с немецкой бронетехникой во второй половине войны, они оказывались практически беспомощными в бою с ней. В конечном итоге англичане стали отказываться от парадигмы разделения танков на крейсерские и пехотные. Вторые в силу падения их боевой ценности практически перестали выпускаться, а первые с развитием британского танкостроения всё более становились похожи на многоцелевые боевые машины, что означало выход Британии на мировой уровень развития бронетанковых войск.

Смотрите также...
Создание танка Т-34