Статьи и публикации о танках Второй Мировой Войны

Этот раздел содержит интересные публикации, статьи и факты о танках Второй Мировой Войны

Развитие советских танковых войск в 1930 - 1945 годах

Развитие советских танковых войск в 1930 - 1945 годах

В этой статье речь пойдёт об эволюции советских бронетанковых сил во второй половине 30-х годов, а также в ходе Великой Отечественной Войны. Советское танкостроение начало своё развитие с изучения отечественными конструкторами зарубежных образцов бронетехники - английских и американских танков. В начале 30-х годов в Советский Союз прибыли закупленные на Западе танки и танкетки конструкции "Carden-Lloyd","Vikkers-Armstrong" и "Christie". На их основе были созданы первые советские боевые машины.

Надо сказать, что купленные на Западе образцы техники, предназначавшиеся на экспорт, были конструктивно далеко не совершенны. В США и Англии вышеупомянутые боевые машины даже не стояли на вооружении - их не приняли по различным причинам. Большая заслуга советских конструкторов состояла в том, что они смогли на основе посредственных западных образцов фактически с нуля создать собственные танковые силы, которые в дальнейшем ходе своего развития выйдут на уровень, который позволит СССР выпускать технику серьёзно превосходящую танки западных стран. Начиналось же всё с танкеток и легких танков во многом повторяющих конструкции иностранных образцов.

Первым танком, на который стоит обратить внимание, стал легкий "Т-26", созданный на основе британского танка "Vikkers Mk.E". Этот танк станет самой массовой боевой машиной Красной Армии в предвоенные годы. В 1932 году на вооружение было принято уже 950 танков "Т-26". Общий же выпуск этих танков, продолжавшийся до 1941 года, составил 11000 единиц. Поначалу танк выпускался в двухбашенном варианте с различным вооружением. Позднее стали выпускать однобашенный вариант, на который устанавливали 45-мм орудие, достаточно мощное для своего времени. Впервые эти танки вступили в бой в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев в 1936 году. В дальнейшем они воевали с японцами в ходе боев на Халкин-Голе и у озера Хасан, а также участвовали в финской войне и начавшейся в 1941-м Великой Отечественной.

Стоит отметить и танки серии "БТ", разработанные на основе образца, созданного американским конструктором Кристи. Его отличала поразительная для того времени скорость и хороший запас хода, но как и "Т-26", танк обладал слабой бронёй. Особенностью танков этой серии была колёсно-гусеничная подвеска, позволяющая танку двигаться не только на гусеничном ходу, но и на колёсах, что при движении по шоссе значительно увеличивало скорость. Одни из последних танков этой серии - "БТ-7" вооружались 45-мм орудием, что позволяло им в начале войны противостоять немецкой технике. Наряду с "Т-26" эти танки были основой танкового парка СССР в предвоенные годы, а также на начальном этапе Великой Отечественной Войны. Одних только "БТ-7", не считая более ранних образцов серии "БТ", в Красной Армии насчитывалось свыше 5 тысяч единиц. Как и «двадцатьшестые», эти танки воевали в Испании, на Дальнем Востоке против японцев и активно применялись в начале Великой Отечественной.

В тот же период советскими конструкторами предпринимались попытки построения многобашенных танков. Хорошо известны такие боевые машины, как средний танк "Т-28" и тяжелый "Т-35". Они выпускались в очень ограниченных количествах. Средних танков "Т-28" было выпущено всего 503 единицы, что же касается "Т-35", то их произвели и вовсе всего 63 штуки. От концепции многобашенных танков вскоре было решено отказаться в пользу создания однобашенных боевых машин, ввиду обозначившейся неэффективности первых в условиях реального боя. Танки "Т-28" в сентябре 1939 года участвовали в войне против Польши, а зимой 1939 года в финской кампании СССР. Довелось им повоевать и против немецких войск в 1941 году. Тяжелый танк "Т-35", выпушенный в ещё более скромных количествах, чем "Т-28", не смог проявить себя в ходе военных действий. На примере 34-танковой дивизии РККА можно судить о крайне плохой надежности этих боевых машин. На момент начала войны в 35-й танковой находилась большая часть имеющихся у Красной Армии танков этого типа - 48 единиц(6 из них в ремонте). В первые же дни боёв все они были потеряны. Причём лишь 7 из них было подбито немцами. Остальные же вышли из строя в ходе форсированных маршей .

Вершиной прогресса советского танкостроения к концу 30-х годов стала конструкция Михаила Ильича Кошкина - средний танк "Т-34", принятый на вооружение в декабре 1939 года. Именно этот танк станет лучшим танком Второй Мировой Войны. Поистине новаторское рациональное расположение бронеплит сделало танк фактически неуязвимым для немецких танков начала войны. Огневая мощь 76-мм пушки в свою очередь была более чем достаточна для поражения всех видов техники врага. Кроме того танк обладал хорошей надежностью, был прост в эксплуатации, а при необходимости легко и быстро ремонтировался. В начале войны он имел просто подавляющее превосходство над всеми танками Вермахта. В дальнейшем, после того как немцы провели доработку своих старых танков и выпустили на поля сражений свои новые "Тигры" и "Пантеры", стала очевидной необходимость серьёзной модернизации "Т-34", в конструкцию которого уже вносились некоторые изменения. Итогом модернизации стал новый танк "Т-34-85", оснащенный более просторной башней и пушкой калибра 85 миллиметров. Весной 1944 года он стал поступать в войска. Танки "Т-34" стали легендой Второй Мировой Войны, одним из символов советской военной мощи и грандиозной победы. Именно этот танк всю войну был основным танком Красной Армии.

Нельзя не вспомнить и другой легендарный советский танк - "КВ", обладавшим ещё более внушительным бронированием, чем "Т-34". Эти тяжелые машины к сожалению в большинстве своём были потеряны в начале войны из-за форсированных марш бросков, поскольку их техническая надёжность оставляла желать лучшего. Неэффективность "КВ" объяснялась ещё и тем, что немцы избегали встречных боёв с этими танками, ведь превосходство их над немецкой техникой было ещё более устрашающим, чем у "Т-34". Пожалуй, единственными орудиями у немцев, способными уверенно поражать броню "КВ", были 88-мм тяжелые зенитные орудия Flak, которые приходилось использовать не по прямому назначению, а для борьбы с наземной советской техникой ввиду невозможности бороться с ней штатными средствами. Известен случай, когда всего один "КВ" стал серьёзной проблемой для ударной группы "Раус" из 6-й немецкой танковой дивизии(См."Подвиг экипажа танка КВ в июне 1941 года"). Всего было выпущено свыше трех тысяч этих боевых машин. С появлением у немцев противотанковых средств, которые обеспечили возможность бороться с "КВ", танк уже перестал быть столь грозным противником для них, поскольку единственным его преимуществом было бронирование, в остальном он проигрывал "Т-34". Выпуск танка "КВ" был прекращён в 1942 году.

Наконец, самым последним советским танком, выпущенным на поля сражений Великой Отечественной, стал тяжелый танк прорыва "ИС". Первые танки этого типа были вооружены 85-мм орудием, но основная масса выпушенных "ИС"-ов несла 122-мм пушку. "ИС" сочетал в себе потрясающую огневую мощь с хорошим бронированием, проходимостью и скоростью. Это была, пожалуй, самая яркая демонстрация достижений советского танкостроения. Особенно эти тяжелые танки, появившиеся уже на заключительных этапах войны, отличились при штурме городов и прорыве сильно укреплённых оборонительных рубежей. "ИС" стал достойным ответом немецкому "Тигру". Некоторое превосходство, которое получили немцы после выхода "Тигров" и "Пантер", было сведено к нулю появлением у СССР нового тяжелого танка. "ИС", как и "Т-34", обладал хорошей ремонтопригодностью и зачастую танковые полки, потерявшие почти все свои машины в тяжелых боях, спустя короткое время вновь обретали боеспособность только благодаря тому, что удалось быстро восстановить выведенные из строя "ИС"-ы. Советский Союз до конца войны успел выпустить около 4 тысяч тяжелых танков "ИС".

В этой статье мы рассмотрели конечно далеко не все виды боевой техники СССР в предвоенные годы и в ходе Великой Отечественной Войны. Например, не рассматривались также достаточно известные легкие танки "Т-60","Т-70" и "Т-80", вообще не упоминались самоходные артиллерийские установки. Лишь на примере самых ярких образцов бронетехники была сделана попытка проследить ход развития танкостроения Советского Союза. В целом видно насколько серьёзно продвинулась советская танкостроительная мысль за годы войны. Начав в 30-х годах производство собственных танков на основе зарубежных образцов, Советский Союз в дальнейшем создал боевые машины серьёзно превосходившие любые танки западных стран. Советские конструкторы лишь на начальном этапе копировали наработанные зарубежные технологии. В дальнейшем они пошли своим путём и уже Запад оказался в роли догоняющего. Уже в начале 40-х годов у СССР были танки, которым не было равных на планете, и это было только началом потрясающего технического рывка в сфере производства военной техники.

Смотрите также...
Секретный полигон.Т-34:Рождение легенды