Статьи и публикации о танках Второй Мировой Войны

Этот раздел содержит интересные публикации, статьи и факты о танках Второй Мировой Войны

Лучшие средние танки Второй мировой войны ( Часть I )

Лучшие средние танки Второй мировой войны ( Часть I )

Вторая мировая война 1939 - 1945 годов заставила обе воюющие стороны, как страны Оси, так и страны Антигитлеровской коалиции, интенсивно разрабатывать новые модификации танков, а также постоянно модернизировать, дорабатывать и улучшать существующие образцы боевой техники. В этой статье мы рассмотрим средние танки, ставшие конечным результатом усилий советских, немецких, американских и британских конструкторов, усиленно работавших на протяжении всей войны с одной только целью - создать боеспособную и универсальную боевую машину, которая была бы в состоянии решать большинство задач, стоящих перед танком на поле боя. Естественно речь пойдет только о танках, выпущенных до мая 1945 года, то есть создававшихся и применявшихся в ходе Второй мировой.

Мы рассмотрим четыре танка: советский "Т-34-85", американский "Шерман", немецкую "Пантеру" и британский "Комет". Вся эта боевая техника по своим основным тактико-техническим характеристикам в период войны являлась лучшей в своём классе и производилась в больших количествах, за исключением пожалуй британского танка "Комет", количество выпущенных единиц которого на фоне остальных выглядит не очень впечатляюще. Во-первых, стоит взглянуть на основные боевые характеристики вышеуказанных машин. Они представлены на таблице ниже, после чего мы более подробно разберем почему же именно их можно назвать лучшими средними танками Второй мировой войны. В любом случае стоит помнить, что эффективность применения танков в реальных боевых условиях зависит не только от паспортных характеристик машины, но и множества других факторов, например погодных условий, местности и ландшафта, на котором приходится вести бой, уровня обученности экипажа, удобства его работы за счет продуманной внутренней компоновки танка, наличия пехотной, артиллерийской и авиационной поддержки.

Также эффективность танков может зависеть от конкретной боевой ситуации(например попадание танковой колонны под огонь замаскированных противотанковых орудий противника), уровня управления танковыми соединениями со стороны командования, а также прочие детали и нюансы, влияющие на исход боя. Всё это нередко упускают из виду, приводя конкретные частные случаи побед одних танков над другими, например "Пантер" над "Т-34" или "ИС-2" над "Тиграми"(или же наоборот). Поэтому в этой статье мы постарались избежать прямолинейных выводов, основанных исключительно на ТТХ рассматриваемых нами танков. Так или иначе все упомянутые здесь машины были вполне сопоставимы друг с другом, то есть могли вести бой со своими противниками более менее успешно. Насколько успешно, зависело уже от множества перечисленных выше факторов, начиная от тактико-технических характеристик и заканчивая профессионализмом командиров танковых соединений.

Тактико-технические характеристики средних танков СССР, Германии, США и Великобритании в годы Второй мировой
Название танкаМассаБронированиеОрудиеПодвижность
ЛобБортаКормаКалибрМаркаМощность двигателяУдельная мощностьСкорость(макс)Запас хода(макс)
Т-34-8532т45мм45мм45мм 85-мм C-53500л.с.15,6 л.с./т55км/ч250км
M4 Sherman30т51мм38мм38мм 76-мм M1400л.с.13 л.с./т48км/ч190км
Pz.V Panther45т80мм50мм40мм 75-мм KwK 42700л.с.15,6 л.с./т46км/ч250км
A34 Comet36т76мм32мм32мм 76-мм QF77 HV600л.с.16,8 л.с./т47км/ч200км

Самые лучшие средние танки"Т-34-85" - основной советский танк заключительного периода Второй мировой войны, до "Т-34-85" основным танком советских войск являлся его предшественник "Т-34-76". "Т-34-85", появившийся на советско-германском фронте в 1944 году отличался от предыдущей модификации "тридцатьчетверки" более мощным 85-мм орудием, увеличенной башней с просторным боевым отделением и хорошим обзором, а также более надежными узлами и агрегатами. Хорошим качеством танка продолжала оставаться его ремонтопригодность, фронтовые отчеты показывали, что множество небольших поломок и неисправностей экипаж "тридцатьчетверки" был в состоянии устранить собственными силами при минимальном участии ремонтных служб.

Для сравнения - немецкие танки "Pz.IV", несмотря на их превосходную надежность, при проведении аналогичных ремонтных работ часто приходилось эвакуировать в тыл, поскольку устранение даже небольшой неисправности требовало наличия специализированного инструмента и технических навыков у ремонтирующих. Сложность конструкции делала немецкий танк надежным, но одновременно усложняла его эксплуатацию и ремонт. Последнее явно не было достоинством "Pz.IV". Что же касается "Т-34-85", то подобных проблем с советским танком не возникало - простота конструкции и хорошо продуманная компоновка танка позволяла осуществлять ремонт без вмешательства ремонтных служб силами одного только экипажа.

Говоря о бронировании "Т-34-85", стоит отметить, что к концу войны оно уже было явно недостаточным - немецкая армия имела множество средств для гарантированного уничтожения советского танка с первого же выстрела. Противниками "Т-34-85" были не только немецкие танки и САУ, но и противотанковые орудия, а кроме этого ещё и пехота с фауспатронами. Большинство попаданий в "тридцатьчетверку" в конце войны заканчивались пробитием брони. Однако новое 85-мм орудие С-53 в свою очередь обеспечило возможность более уверенного пробития немецких тяжелых танков со средних и дальних дистанций, особенно на фоне ухудшения качества немецкой брони в 1945 году из-за недостатка легирующих материалов. Хорошим качеством "Т-34-85" продолжала оставаться неплохая динамика и скорость, позволявшая танку быстро маневрировать на поле боя, избегая попадания вражеских снарядов. Увеличивал живучесть "тридцатьчетверок" и возросший уровень мастерства управления танковыми частями со стороны командования РККА сложенный с хорошей выучкой и опытом экипажей.

Самые лучшие средние танки"Pz.V Panther" - немецкая Пантера является одним из самых неоднозначных немецких танков Второй мировой войны. С одной стороны, внушительные параметры бронирования - 80мм лобовая проекция с рациональными углами наклона бронеплит и достаточно хорошее по баллистическим характеристикам вооружение - 75-мм пушка KwK 42 дают повод для восхищения этим танком, однако всё не так просто. Начнем с того, что несмотря на общепринятую классификацию этого танка как среднего, по боевой массе он был скорее тяжелым - вес "Пантеры" был практически аналогичен советскому тяжелому танку прорыва "ИС-2", при этом бронирование корпуса у "ИСа" было толще. Вооружение "Пантеры" также не позволяло эффективно сражаться с новыми советскими тяжелыми танками, хотя для боя со средними было вполне адекватным и обеспечивало гарантированное пробитие советских "тридцатьчетверок" практически с любых дистанций ведения боя. Это же можно сказать и о американских «Шерманах».

Страшным врагом "Пантер" были советские САУ - такие как "СУ-100" или "ИСУ-152". Например "СУ-100" пробивала "Пантеру" бронебойным снарядом даже в лобовую проекцию с внушительной дистанции свыше 1500м, осколочно-фугасные снаряды "ИСУ-152" также наносили тяжелые повреждения немецкому танку, известны случаи срыва башни "Пантеры" с погона при попадании 152-мм фугаса от советской самоходки. Ещё одной слабой стороной "Пантеры" было слабое бронирование бортов. Советские войска пользовались этим в обороне, заманивая атакующие "Пантеры" в огневые мешки и поражая их в уязвимые борта или корму. Борт "Пантеры" пробивался даже старыми 45-мм орудиями. Когда же приходилось обороняться немецким войскам, то "Пантеры" проявляли себя намного лучше - хороший выбор позиции позволял открывать внезапный огонь по противнику из засад или укрытий, в то время как последний вынужден был при обнаружении немецкого танка вести огонь по его самой бронированной лобовой проекции. Особенно часто немцы пользовались этим на западном фронте, где специфика применения танковых войск союзниками позволяла танкистам Панцерваффе реализовать преимущества "Пантер" над основными танками противника в бронировании и мощи орудия.

Стоит сказать и пару слов о надёжности "Пантер" - в отличие от "Pz.IV" она была неудовлетворительной. Бортовые передачи и ведущие колеса часто ломались от перегрузок, нередко выходили из строя торсионы и двигатель. Учитывая технологическую сложность танка, провести его ремонт в полевых условиях было практически невозможно, в результате любая, иногда даже самая незначительная поломка создавала большие трудности для экипажа. Резюмируя сказанное можно отметить, что недостатков у "Пантеры" намного больше, чем достоинств, к числу которых можно отнести например лишь лобовое бронирование, неплохую удельную мощность двигателя и вполне мощное орудие, достаточное для борьбы с основными танками противников и выполнения других задач. Почему же всё таки именно "Пантера" была включена нами в этот список лучших средних танков Второй мировой войны, а не куда более надежный и безотказный "Panzer IV", к тому же имевший более серьёзный базовый потенциал конструкции? По большей части из-за того, что немцам удалось создать пусть и конструктивно неотработанный, ненадежный, но неплохо бронированный в лобовой проекции танк с приличным вооружением, а англичане например так и не смогли создать массовый танк аналогичный "Пантере", американцы же вывели на поля сражений свой "M26 Pershing" только в самом конце войны, когда появление этих машин уже ни на что не влияло. В результате "Пантеры" наряду с "Тиграми" стали страшным противником для Союзников после высадки в Нормандии.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ СТАТЬИ

Смотрите также...
Немецкие и советские танки под Алитусом. Первое крупное танковое сражение войны.