Статьи и публикации о танках Второй Мировой Войны

Этот раздел содержит интересные публикации, статьи и факты о танках Второй Мировой Войны

Лучшие средние танки Второй мировой войны ( Часть II )

Лучшие средние танки Второй мировой войны ( Часть II )

Продолжим рассмотрение лучших средних танков Второй мировой войны. В первой части этой статьи мы говорили о советском среднем танке "Т-34-85", самой массовой боевой машине Красной Армии, а также о немецкой "Пантере", которая несмотря на ряд очевидных недостатков, связанных с ненадежностью конструкции и слабым бортовым бронированием, всё же была включена нами в список лучших средних танков Второй мировой войны.

Впрочем многие не согласятся с этим, ряд военных историков и авторов книг даже считают, что "Пантеру" не стоит классифицировать как средний танк, поскольку по массе она практически не уступает советскому тяжелому танку "ИС-2". Существует также мнение, что модернизация надежного "Panzer IV" была бы более перспективным путем развития германских танковых войск, чем спешное создание сложной конструкции "Пантеры", непроработанность которой приводила к частым поломкам и отказам на поле боя. Ещё один аргумент в пользу "Pz.IV" - то, что эти танки были более просты в производстве и лучше освоены, благодаря чему германская промышленность могла выпустить их раза в два больше, чем "Пантер". Однако выбор всё же был сделан в пользу последних.

Несмотря на всё вышесказанное мы всё же решили включить "Пантеру" в этот список как один из самых известных и заметных танков второй половины войны, а также по причине того, что ряд стран Антигитлеровской коалиции - Великобритания и США, в ходе войны смогли создать машину аналогичную по боевым возможностям немецкой "Пантере" лишь к концу войны, то есть сделали это уже слишком поздно. Однако вернемся к рассмотрению машин, включенных нами в список лучших средних танков Второй мировой войны. В этой части статьи мы рассмотрим ещё один знаменитый танк - американский "Шерман", а также менее известный, но тоже представляющий интерес проект - британский танк "Comet" или "Комета".

Тактико-технические характеристики средних танков СССР, Германии, США и Великобритании в годы Второй мировой
Название танкаМассаБронированиеОрудиеПодвижность
ЛобБортаКормаКалибрМаркаМощность двигателяУдельная мощностьСкорость(макс)Запас хода(макс)
Т-34-8532т45мм45мм45мм 85-мм C-53500л.с.15,6 л.с./т55км/ч250км
M4 Sherman30т51мм38мм38мм 76-мм M1400л.с.13 л.с./т48км/ч190км
Pz.V Panther45т80мм50мм40мм 75-мм KwK 42700л.с.15,6 л.с./т46км/ч250км
A34 Comet36т76мм32мм32мм 76-мм QF77 HV600л.с.16,8 л.с./т47км/ч200км

Самые лучшие средние танки"М4 Sherman" - Основной и наиболее массовый боевой танк США во Второй мировой войне. Первое, что бросается в глаза при взгляде на сводную таблицу - это то, что из всех рассматриваемых нами танков, "Шерман" имеет самый слабый двигатель - 400 лошадиных сил и самую маленькую удельную мощность, из чего следует вывод, что по динамическим характеристикам он несколько проигрывает всем остальным танкам. Бронирование американского танка также не отличается ничем выдающимся - практически все немецкие орудия на заключительном этапе войны без труда пробивали такую броню с внушительного расстояния. Основное вооружение "Шермана" изначально составляло 75-мм орудие M3, но со временем оно было заменено на длинноствольное 76-мм орудие M1, обладающие лучшими баллистическими характеристиками в плане бронепробиваемости, но имеющее меньшее действие фугасного снаряда, что снижало эффективность танка при ведении огня по пехоте и укрепленным точкам противника.

Вооружение "Шермана" к моменту высадки союзников в Нормандии было явно недостаточным для противодействия германским войскам, уже насыщенным новыми типами техники - "Тиграми", "Королевскими Тиграми" и "Пантерами". Танк мог быть оснащен более мощным орудием, что и доказали англичане, перевооружив поставленные им по ленд-лизу "Шерманы" своим 17-фунтовым орудием, это не потребовало даже смены башни. Американцы же возлагали большие надежды в борьбе с немецкими танками на истребители танков - мобильные САУ, которые в итоге себя не оправдали, поскольку военные действия в Европе в 1944 - 1945 годах носили иной характер, нежели в 1939 - 1941 годах. Главную роль в борьбе с тяжелыми и средними немецкими танками пришлось взять на себя "Шерманам", вооружение которых не соответствовало задачам эффективной борьбы с хорошо бронированной техникой врага.

В боевых условиях Нормандии американским войскам не помогал даже численный перевес в боевой технике и живой силе, поскольку местность и ландшафт зачастую не давали возможности обойти противника, совершить эффективный маневр и реализовать численное преимущество. Сказывалась и особенность применения танков союзным командованием - танковые соединения задействовали обычно лишь для поддержки пехоты, вместо того чтобы вводить их в глубокие прорывы в тыл обороны противника, дезорганизующие все фронтовые коммуникации и создающие условия для окружения больших сил врага. "Шерман", несмотря на ряд недостатков, был "рабочей лошадкой" Союзников в ходе всех военных кампаний начиная с 1942 года. В качестве положительных черт стоит отметить потенциал конструкции, позволявшей установить ещё более широкую башню и более мощное орудие, что в ходе в войны правда так и не было сделано, если не брать в расчет замены стандартного орудия британцами на свое 17-фунтовое на нескольких сотнях "Шерманов". В числе преимуществ "Шермана" и надежность всех узлов и агрегатов, их долговечность, чего нельзя было сказать например о последних немецких танках Второй мировой.

Самые лучшие средние танки"A34 Comet" - средний британский танк Второй мировой войны, наиболее удачный образец английского танкостроения, представлявший собой вариант основного боевого танка. Несмотря на то, что по британской классификации танк назывался крейсерским, фактически он имел уже мало общего с прежними английскими танками, способными на поле боя решать лишь ограниченные задачи. "Comet" являлся многоцелевой, универсальной и сбалансированной боевой машиной, разработанной с учетом сохранения всех тактико-технических характеристик на приемлемом уровне, для него не было характерно взвинчивание одних характеристик в ущерб другим, как на прошлых образцах английского танкостроения(например наращивание бронирования при катастрофическом падении скоростных качеств на танках "Черчилль")

"Комета" имела достаточно неплохое для среднего танка лобовое бронирование, несла очень хорошее орудие - облегченный вариант 17-фунтовой пушки, которая устанавливалась британцами на американские "Шерманы" и очень хорошо показала себя в борьбе с немецкими "Тиграми" и "Пантерами". Подвижность и динамика машины, а также её способность к скоростному маневру также выглядит очень достойно - из сводной таблицы видно, что именно у "Кометы" самая большая удельная мощность двигателя из всех представленных в этой статье танков - 16,8 лошадиных сил на тонну. В плане подвижности и огневой мощи "Комет" был фактически равнозначен немецкой "Пантере", хотя и уступал в бронировании, однако в большинстве своём "Кометы" в боях участия не принимали, на фронт попало лишь незначительное их количество, англичане смогли разработать действительно хороший танк лишь к концу войны.

На этом наш обзор лучших средних танков Второй мировой войны завершен. Мы постарались рассмотреть наиболее интересные проекты танковой индустрии СССР, Германии, США и Великобритании. Оценка боевых параметров и тактико-технических характеристик боевых машин всегда представляет собой довольно сложную задачу, но мы старались исходить из имеющейся доступной информации в интернете, книгах, журналах, посвященных танковой тематике и других печатных изданиях. Безусловно, любое мнение всегда можно оспорить, поэтому администрация сайта не претендует на абсолютную и беспрекословную истину. Нашей задачей в этой статье было лишь собрать интересные факты о достаточно известных средних танках стран-участниц войны, составить список лучших из них по нашему мнению и провести небольшой анализ основных боевых характеристик.

Смотрите также...
Танки Второй Мировой. Союзники