Статьи и публикации о танках Второй Мировой Войны

Этот раздел содержит интересные публикации, статьи и факты о танках Второй Мировой Войны

Теория массированного применения танков

Теория массированного применения танков

Идеи массированного применения танков, как ударной основы подвижных частей, стали отчетливо вырисовываться в умах военных теоретиков в 30-е годы XX века. Несмотря на то, что уже в конце Первой мировой войны многие военные специалисты пытались решить проблему так называемого «позиционного тупика», выраженного в серьёзном преимуществе обороняющихся войск над наступающими, всё-таки в целом не было четкого осознания как именно это сделать.

Проблема была налицо - в ходе Первой мировой войны ни одной из воюющих сторон ни разу не удалось провести крупной операции, которая была бы по-настоящему успешной. Чтобы в ходе наступления удалось не просто взломать оборону на участке фронта и вывести из строя большое количество солдат противника, но и продвинуться вперед на значительное расстояние при этом нанеся серьёзный ущерб всей вражеской оборонительной структуре по фронту на большую глубину . Любое продвижение для наступающей стороны заканчивалось огромными потерями. Даже если и удавалось достичь каких-либо тактических успехов, то значительные потери живой силы атакующими фронтами длительное время не давали возможности организовать новый удар.

Военные уже тогда задумывались о необходимости создания некого нового «инструмента», способного решить проблему позиционной «бойни». Итак, чтобы нанести решительное поражение противнику, необходимо было не просто прорвать участок обороны и оттеснить вражеский фронт, а сотрясти всю оборонительную систему, ударив подвижными частями на большую глубину построений врага, перерезав его коммуникации и оставив в окружении значительные силы противника. Тем самым появлялась возможность обеспечить уже не тактический, а стратегический успех военной операции, вплоть до победоносного завершения кампании, к тому же с куда менее тяжелыми потерями для атакующей стороны.

Немалую роль в ходе наступления играло то, что от тыла «отрезались» огромные массы вражеских войск, парализовалось снабжение и работа тыла, а в обороне противостоящей стороны образовывались огромные бреши. Эту мысль превосходно выразил Альфред фон Шлиффен, сказав, что победы на полях сражений не имеют никакой ценности, если не заканчиваются прорывом и окружением вражеских войск. Если силы противника просто отбросить назад, не уничтожив их в кольце окружения, то через какое-то время эти силы вновь появляются на каком-либо из участков фронта и возобновляют сопротивление. Война таким образом будет продолжаться без решительного успеха одной из сторон.

Все это означало, что необходимо какое-то средство, обладающее достаточной огневой мощью не только для взлома оборонительных позиций вражеских войск, но и для длительных автономных действий в глубине его обороны, способное решать все возникающие в ходе наступления задачи. Таким средством во Второй мировой войне стали танковые и моторизованные соединения. Именно они встали на острие новой идеи маневренной войны. Первыми создать и применить концепцию стремительной маневренной войны удалось немцам. Конечно не только они к 1939 году имели средства для ведения маневренной войны – танковые войска уже были у многих государств Европы, включая Польшу, которая первая стала жертвой германской агрессии.

Но весь вопрос был в умении пользоваться этим средством – правильной организационной структуре танковой дивизии , грамотном управлении ею и конечно в качестве самих боевых машин. Необходимо было и четкое понимание высшего командования армии КАК именно нужно применять танки. И как раз немецкое командование уже во второй половине 30-х годов четко осознавало необходимость массированного применения танков в тесном взаимодействии с другими родами войск . Подобные идеи уже витали в воздухе и в Советском Союзе, где была разработана теория глубокой операции, хотя эти идеи и не были так ярко выражены и осмыслены. В то же самое время как англичане, так и французы придерживались явно устаревшей теории, предполагавшей рассредоточение танков по пехотным дивизиям для усиления последних.

Таким образом теория массированного применения танков, которую изначально предлагал талантливый немецкий танковый теоретик и практик Гейнц Гудериан позднее легла в основу так называемого «блицкрига» - молниеносной войны. Результатом немецкого превосходства в осмыслении военных теорий и грамотного применения их на практике, стала угроза полного установления немецкого господства на Евразийском континенте. Причем в период наиболее громких побед один из главных инструментов германского «блицкрига» - танки, вовсе не были технически лучше боевых машин основных противников – Франции, Англии и СССР, решающим фактором было именно умение пользоваться танковыми и моторизованными соединениями как средствами проведения быстрых и сокрушительных операций.

Во второй половине войны этим умением овладело и советское командование. Результат не заставил себя ждать – теперь уже немецкие войска целыми дивизиями попадали в огромные «котлы», а Красная Армия двигалась на Запад с пугающей для Гитлера и его генералов скоростью. В конечном итоге именно умение применять крупные массы бронетехники, а также обеспечивать слаженное взаимодействие танков с другими родами войск для нанесения организованных, стремительных ударов с целью обрушения вражеского фронта и стало одним из самых эффективных средств решения стратегических задач во Второй мировой войне.

Смотрите также...
Лучшие средние танки Второй мировой войны ( Часть II )