Статьи и публикации о танках Второй Мировой Войны

Этот раздел содержит интересные публикации, статьи и факты о танках Второй Мировой Войны

Танкостроение Италии в годы Второй мировой войны

Танкостроение Италии в годы Второй мировой войны

Итальянские конструкторы в первой четверти, а также в 30-е и 40-е годы XX века прошли длинный путь от создания легких бронеавтомобилей до проектирование танков и САУ. Истоки итальянского танкостроения лежат в далеком 1911 году. Именно тогда инженер Джустино Каттанео создал первый броневик, вооруженный двумя пулеметами калибра 7,62мм и развивавший скорость до 37км/ч при легком противопульном бронировании. В последующие годы созданием и проектированием бронеавтомобилей занимались такие итальянские фирмы как "Bianchi", "Lancia IZ" и "Fiat". Все они выпускали относительно неплохие для своего времени образцы бронеавтомобилей, например "Lancia IZ", "Lince", "Fiat Ansaldo", "Fiat Tripoli". К разработке танков итальянцы приступили уже к концу Первой мировой войны. Английская, французская и немецкая армии к этому времени уже применяли танки в бою.

Для итальянской армии на тот момент основным театром военных действий являлся северо-восток страны, где горная местность препятстовала эффективному применению танков, поэтому с разработкой этих боевых машин не слишком спешили. И все же фирма "Fiat" начала разработку тяжелого танка, который позже получит название "Fiat 2000". Танки иностранных конструкций практически не оказали никакого влияния на итальянское танкостроение и получившаяся машина не была похожа на использовавшиеся в то время европейскими армиями танки, разве что немного напоминала немецкий "A7V". Максимальное бронирование "Fiat 2000" составляло 20мм, танк оснащался двигателем мощностью 240л.с и 65-мм пушкой, а также большим количеством пулеметов для кругового обстрела зоны вокруг танка. Экипаж машины состоял из 10 человек.

Дальнейшим развитием итальянского танкостроения стало создание легкого танка "Fiat 3000", который являлся по сути копией французского "FT-17", от лицензионного производства которого Италия отказалась, посчитав что сможет создать аналог самостоятельно. И это прекрасно получилось. Характеристики первого созданного танка "Fiat 3000" были неплохими для своего времени: 16-мм бронирование корпуса, вооружение 2 пулемета 6.5мм, 63-сильный двигатель, развивавший скорость до 21км/ч. Экипаж машины - 2 человека. Танк выпускался в нескольких модификациях с разным вооружением, всего изготовили 152 единицы.

Интересной особенностью итальянского танкостроения в 20-е и 30-е годы была концепция так называемых высококолесных танков. Конструкция колесного движителя вместо гусеничного имела ряд преимуществ и итальянские конструкторы предложили целую серию полноприводных четырехколесных машин. Их разработкой занимались фирмы "Ansaldo" и "Pavesi". Однако идеи не прижились и колесные боевые машины не смогли соперничать с гусеничными.

К 30-м годам итальянские конструкторы и производители имели уже значительный опыт в проектировании и выпуске бронированной техники. Итальянское правительство приобрело у англичан лицензию на выпуск британской танкетки "Carden-Loyd" и на её основе итальянцы в 1933 году сделали свой образец - "CV-3/33". Эти боевые машины участвовали во вторжении в Эфиопию, где сопротивления почти не было и воевали на стороне франкистов во время Гражданской войны в Испании, где встретили серьёзного противника в лице советских "Т-26". Кроме создания танкеток итальянцы приступили к обновлению своего броеавтомобильного парка, уже изрядно устаревшего со времен Первой мировой войны. И лишь к началу Второй мировой в конце 30-х Италия начала лихорадочные попытки создания более серьёзных танковых войск. Стали появляться танки с пушечным вооружением.

Итальянские танки

К весне 1940 года, когда германская армия готовилась нанести сокрушительный удар по англо-французским войскам силами всей своей танковой армады, на вооружении итальянских союзников Гитлера было лишь чуть более 1500 боевых машин, причём большую часть боевой техники составляли танкетки - 1320шт. Кроме них у итальянцев было 100 средних танков "M11/39" и 27 легких танков "L6/40". Итальянская военная промышленность и в дальнейшем не могла похвастаться выпуском большого количества техники, выпустив за первые четыре года войны лишь 1710 танков. Для Второй мировой войны это были очень скромные показатели, учитывая, что в то время СССР, Германия, США и Великобритания выпускали десятки тысяч боевых машин. Италия располагала лишь одним предприятием для сборки средних танков и одним для производства двигателей, что позволяло собирать не более 80 танков в месяц, причем это были предельные показатели, превзойти которые не было никакой возможности.

Италия уступала всем воюющим государствам в плане военной техники, кроме пожалуй Японии, не только количественно, но и качественно. Конструкция итальянских боевых машин оставляла желать лучшего, попытки преодоления отсталости путем преобретения лицензий у Германии ни к чему не привели. Стоит сказать о классификации боевых машин в фашисткой Италии в годы Второй мировой. Первоначально итальянцы применяли свой старый вариант с разделением боевых машин на "штурмовые танки" , "быстрые танки" и "бронеавтомобили", однако со времем было принято решение отказаться от этого явно устаревшего разделения. В новом варианте, отражающем актуальные на тот момент тенденции, вся техника делилась на танки и бронеавтомобили, а танки в свою очередь подразделялись на легкие, средние и тяжелые, позднее появился класс самоходных орудий.

Маркировка итальянских машин была очень простой, например "L6/40" - легкий танк 6 тонн 1940 года, M15/42 - средний танк 15 тонн 1942 года, "P26/40" - тяжелый танк 26 тонн 1940 года. Кроме танков итальянская промышеленность в годы войны освоила производство самоходных орудий. Ярким примером этого класса итальянской техники служит САУ "Semovente da 75/18" c 75-мм орудием длинной 18 калибров. Также Италия производила бронеавтомобили высокой проходимости, бронетранспортеры и бронедрезины.

В целом, стоит отметить - несмотря на то, что в составе блока фашистских стран Италия имела второй танковый парк по численности, его качество было очень плачевным и танки любого противника - СССР, Великобритании или США, наголову превосходили итальянские образцы. Оказать существенной помощи в войне против Антигитлеровской коалиции Италия Германии не могла. Могла она лишь отвлекать на себя часть англо-американских сил. Тем не менее на полях сражений Северной Африки итальянским танкистам иногда удавалось хотя как-то проявить себя. Так контратака танков "M13/40" под командованием лейтенанта Паскуччи в бою за Эль-Аламейн на некоторое время задержала наступление британских войск, позволив отступить основным силам итальянской армии. Однако в основном итальянские боевые машины всю войну оставались в тени своих грозных англо-американских противников и не менее грозных германских союзников.

Смотрите также...
Британское танкостроение в 30-40е годы: крейсерские и пехотные танки