Статьи и публикации о танках Второй Мировой Войны

Этот раздел содержит интересные публикации, статьи и факты о танках Второй Мировой Войны

Тяжелые танки США: американское танкостроение 1940 - 1946 годов

Тяжелые танки США: американское танкостроение 1940 - 1946 годов

Американское танкостроение в 1930-е годы находилось в плачевном состоянии. Если взять в расчет положение США в тот период, то становится понятно почему многие военные специалисты не видели необходимости в наращивании численности танковых войск и совершенствовании боевой техники. Отправной точкой стремительной модернизации танковых войск США и проектирования новых образцов военной техники стало начало Второй мировой войны в 1939 году. Германская армия в скоротечной кампании 1939 - 1940 годов захватила Польшу, Нидерланды, Бельгию, Люксембург, Данию, Норвегию и Францию. Ключевыми составляющими успеха гитлеровских войск были не только наличие танковых сил, но и умение ими пользоваться как оружием маневренной войны в сочетании с другими родами войск. Разгром европейских армий Вермахтом за столь короткий срок произвел сильное впечатление на американское военное и политическое руководство.

В США быстро осознали необходимость развития танковых войск. Первоначально приоритет отдавался созданию легких боевых машин, однако очевидный прогресс других стран в создании более мощных образцов подталкивал к разработке и производству средних и тяжелых танков. В этой статье мы прежде всего обратим внимание на тяжелые боевые машины, которые разрабатывались в США в годы Второй мировой.

M6

Попытки создать тяжелый танк были предприняты ещё весной 1940 года. Проект предполагал создание многобашенной боевой машины весом в 50 тонн, вооруженной сразу четырьмя орудиями(2-мя 76-мм пушками, 1-ой 37-мм и ещё 1-ой 20-мм ). Проект подвергся сильной переработке. От многобашенности в итоге решено было отказаться, как и в других странах, развивавших подобные идеи. Одновременно продвигалось создание двух модификаций танка - с электрической(T1E1) и механической(T1E2) трансмиссией. Выбор в конечном итоге сделали в пользу последней. Испытания танка прошли уже после начала войны с Японией и выявили массу недостатков. Прямо на глазах у военной комиссии, наблюдавшей за маневрами танка на полигоне, у машины заклинило башню, вышла из строя коробка передач и отказала тормозная система. Несмотря на полное фиаско, американцы продолжили дорабатывать машину, необходимость в военной технике в связи с начавшейся войной заставляло искать быстрые решения. Танк было решено пустить в серию, одновременно дорабатывать и улучшать.

Выпускался танк уже в двух вариантах - с литым корпусом(уже знакомый нам T1E2) и сварным(эту модификацию обозначили как T1E3). Эти прототипы получили официальное название в 1942 году - первый назвали M6, второй получил название M6A1. Стоит сказать, что также шли работы и над другой модификацией этой же машины с электрической трансмиссией(M6A2), но работы по серии M6 вскоре были свернуты вообще - военные утверждали, что машина бесперспективна и в реальных боевых условиях не пригодится. Промышленность успела выпустить лишь 40 танков M6. К концу войны американцы попытались было модифицировать уже выпущенные танки M6, усилив броню и вооружение для отправки в Нормандию, но командование в лице Дуайта Эйзенхауера дало решительный отказ тем самым поставив крест на попытках конструкторов возродить проект. В 1944 году все машины, кроме одной были утилизированы. Единственная уцелевшая помещена в Абердинский танковый музей.

Американские экспериментальные тяжелые танки и САУ

Т95

Этот совершенно экстравагантный проект американских конструкторов напоминал попытку создать некое универсальное чудо-оружие вроде немецкого "Мауса", способное едва ли не в одиночку выиграть войну. Работы над машиной "T95" велись с осени 1943-го. На выходе получилась САУ с просто невероятным бронированием "лба" - 305мм и мощной 105-мм пушкой. Машина вышла очень медлительной, что не удивляет, если принять во внимание её массу. Испытания показали, что она достаточно надежна, но практически полное отсутствие подвижности в конечном счете и заставило военных сказать "нет" проекту "Т95". Кроме того, новая САУ совершенно не укладывалась в принятые концепции американских военных теорий - САУ(истребители танков) должны были обладать легким бронированием и иметь как можно большую скорость, а "Т95" скорее была тяжелым танком прорыва, хотя при этом под понятие "танк" этот образец с неподвижным орудием в рубке также не подходил. Критику вызывала и избыточная масса "самоходки". В конечном счете работы по ней были полностью свернуты, а один из двух выпущенных экземпляров отправлен в музей.

T32

Тяжелый танк Т32 создавался на базе среднего американского танка "Першинг", в компоновке активно использовались узлы Т29. Что касается орудия, то планировалось установить 90-мм пушку с неплохими баллистическими характеристиками пригодными для эффективной борьбы с большей частью немецкой бронетехники. Первые образцы этих танков начали готовиться к выпуску уже в конце зимы 1945-го года, когда война подходила к концу. Лишь в 1946 году были готовы для испытаний первые прототипы "T32" и их дальнейшее тестирование было по сути отработкой агрегатов, узлов и деталей на перспективу, поскольку в массовом выпуске этих машин необходимость отпала. Именно на "Т32" была полностью "обкатана" трансмиссия "Cross-Drive", которая в будущем станет стандартом для многих послевоенных моделей американских танков.

T29 и T30

С 1944 года американские конструкторы продолжали работы по созданию тяжелых танков "Т29" и "Т30". По сути, американская армия к началу высадки в Нормандии так и не имела на вооружении тяжелых танков. "Першинг", который был принят на вооружение и классифицирован как тяжелый по факту являлся средним танком. Поэтому продолжались интенсивные работы по созданию машины, способной составить конкуренцию "Тиграм" и "Королевским Тиграм", а также другой хорошо бронированной немецкой технике. Планировалось оснастить "T29" 105-мм орудием, а "T30" - 155-мм пушкой. Кроме орудия существенным отличием "T30" был мощный двигатель "Continental"(810л.с.). На одном из "T30" также установили автоматический механизм заряжания. Танки "T29" и "T30" были выведены на испытания уже после окончания войны и собственно говоря их тестировали лишь для отработки узлов и деталей с прицелом на применение последних в будущих моделях танков. Сами же "T29" и "Т30" пускать в серию уже не планировалось.

Смотрите также...
Восстановленный советский легкий танк "Т-70М" (Restored soviet light tank "T-70M")