Статьи и публикации о танках Второй Мировой Войны

Этот раздел содержит интересные публикации, статьи и факты о танках Второй Мировой Войны

"Т-34" против "Panzer IV"

"Т-34" против "Panzer IV"

Чаще всего, когда речь заходит о танковых сражениях Второй мировой на советско-германском фронте, на ум людям мало знакомым с военной историей сразу же приходят танковые баталии с участием знаменитых танков «Т-34» и немецких «Тигров». Между тем, «Т-34», являясь основными боевыми танками Красной Армии на протяжении всей войны, чаще всего сталкивались на полях сражений вовсе не с «Тиграми», общий выпуск которых немецкой промышленностью был незначителен по сравнению с танками «Panzer III» и «Panzer IV» различных модификаций. Причем именно «Pz.IV» стал в итоге «рабочей лошадкой» Панцерваффе и одной из самых многочисленных боевых машин производившихся в Германии в 1939 – 1945 годах.

По сути «четверка» была для Вермахта примерно тем же, чем «Т-34» являлся для Красной Армии. Оба танка относились к классу средних и имели приблизительно одинаковые возможности в плане выполнения различных задач в условиях реального боя. Рассмотрим ключевые характеристики этих двух машин и попытаемся выявить сильные и слабые стороны, проведя некий анализ бронирования, вооружения, подвижности, сложности ремонта и обзора. Из всех параметров боевой машины именно они влияют на исход боя и положение на фронте в наибольшей степени, если не брать в расчет уровень обучения экипажа, сосредоточившись лишь на боевых характеристиках.

Начнем с вооружения. Летом 1941-го года советские танки «Т-34» однозначно имели серьезное преимущество в огневой мощи над «Pz. Kpfw. IV». «Тридцатьчетверка» обладала 76-мм пушкой, которая на тот момент достаточно уверенно поражала любую немецкую бронетехнику, в том числе «Pz.IV». «Немец» же оснащался 75-мм короткоствольным орудием KwK37 L/24, которая при применении осколочно-фугасных снарядов хорошо боролась с живой силой противника и подавляла огневые точки, но её возможности борьбы с танками были сильно ограничены даже при применении бронебойных боеприпасов. Низкая начальная скорость полета снаряда позволяла поражать «Т-34» лишь с очень малых дистанций, в то время как советский танк пробивал броню «четверки» с гораздо более внушительного расстояния. Немцы впрочем быстро исправили ситуацию, начав перевооружение танка длинноствольными орудиями KwK40 L/48 и KwK40 L/43. Теперь «Panzer IV» мог уверенно пробивать броню советской машины с дистанций 1800 – 2000м, что учитывая плохой обзор «Т-34» на начальном этапе войны, в случае боя на дальней дистанции сместило превосходство в пользу немецкого танка, но только до модернизации «Т-34» .

Бронирование советского танка на начальном этапе войны также было существенно лучше. Толщина лобовой бронеплиты - 45мм была не слишком большой, но хорошую снарядостойкость ей придавал рациональный наклон, в результате чего «тридцатьчетверка» была тяжелой мишенью для широкого спектра немецких орудий на начальном этапе военных действий. И для того, чтобы остановить прорыв советских танков немцам нередко приходилось прибегать к помощи тяжелых зенитных орудий Flak 88мм, поставленных на прямую наводку для огня по наземным целям. Что же касается «Panzer IV» то броня первых модификаций этой машины, к примеру Ausf.B или Ausf.D, была крайне слабой(не более 30мм в лобовой проекции) и уверенно пробивалась даже советскими 45-мм пушками образца 1937-го года, однако достаточный конструктивный запас модернизации позволял нарастить бронирование машины, что и сделали немецкие конструкторы. На последующих модификациях «Panzer IV»( Ausf.E , F1, F2) бронирование лба «выросло» до 50-60мм, что уже создавало серьезные проблемы орудиям небольших калибров, которые до этого уверенно пробивали броню «Pz.IV» с дальних дистанций, а теперь могли поразить его лишь с 500 - 600 метров. Пушка 76-мм Ф-34 «тридцатьчетверки» тем не менее неплохо брала и эту усиленную броню, но лишь с расстояния не более 1000 метров.

Последующие модификации «Pz. Kpfw. IV» (например Ausf. J) уже имели 80мм толщины бронелистов лобовой проекции, что существенно затрудняло их поражение для орудий средних калибров на больших расстояниях. Советские танки «Т-34»с 76-мм пушкой Ф-34 даже подкалиберным снарядом могли пробить эту броню лишь при дальности до цели около 800м, некоторые разновидности бронебойных снарядов уже были удручающе неэффективны против этой брони и могли пробивать «немца» лишь на предельно близких дистанциях. Так или иначе броня «четверки» серьезно возросла, но ответом советских конструкторов стало появление новой модернизированной машины «Т-34-85». Пушка ЗИС-53 калибром 85-мм, устанавливаемая на этом танке, поражала «Pz.IV» на огромных расстояниях – до 2000м. Кроме того, на новой «тридацатьчетверке» была серьезно улучшена обзорность, что окончательно ставило немецкий танк в позицию проигравшего. В добавок к вышеперечисленному, тактические навыки советских войск к концу войны также сильно возросли. Советские танкисты и пехотинцы стали умело использовать слабые места «Panzer IV», заманивая атакующие танки противника под перекрестный огонь, поражая уязвимые борта немецкой машины.

Теперь взглянем на трансмиссию, ходовые характеристики и обзорность танков «Т-34» и «Pz.IV». Здесь у советского танка имеется некоторое преимущество в максимальной скорости(55 км/ч против 38 км/ч на «Pz.IV» Ausf.H) и проходимости, которая у «немца» сильно упала в результате роста массы и удельного давления на грунт при модернизации. Но немецкий танк при этом имел лучшую управляемость и маневренность. Стоит отметить, что «Pz.IV» имел и достаточно надежную трансмиссию, чего нельзя сказать о «Т-34». Что касается обзора, то в этом смысле в начале и до середины войны «немец» превосходил советскую «тридцатьчетверку». Большинство членов экипажа «Panzer IV» имело свои приборы наблюдения, командир имел доступ к круговому обзору через командирскую башенку. Обзорность же «Т-34» на тот момент была одной из самых плохих, что сильно нивелировало мощь танка, снижая потенциально высокие возможности этой боевой машины. Однако по мере наращивания брони и усиления вооружения «четверка» утрачивала приборы наблюдения, а вместе с ними и преимущества над «Т-34». Советские конструкторы в свою очередь не сидели сложа руки и обзорность «Т-34» постепенно улучшалась и проблема плохого обзора была окончательно решена с появлением «Т-34-85».

Рассматривая характеристики танков, нельзя обойти стороной и такой важный фактор как ремонтопригодность боевой машины. Тут «Panzer IV» заплатил большую цену за свою конструктивную сложность. В целом его узлы и детали были достаточно надежны и не вызывали серьезных проблем в эксплуатации, но если уж что-то выходило из строя, то починить это силами экипажа в полевых условиях было крайне затруднительно – необходимы были специализированные инструменты и оборудование. Машину требовалось эвакуировать на ремонтные площадки в тыл и фронт терял технику. На «Т-34» же многие проблемы решались в полевых условиях и починить танк могли члены экипажа не обладающие большой квалификацией. Танк оставался на фронте и через короткое время вновь мог вступить в бой. Более простая конструкция в данном случае была преимуществом советского танка.

В целом стоит отметить, что формальное преимущество «Т-34» над «Pz.IV» в тактико-технических характеристиках, особенно в бронировании и вооружении, в начале войны не могло быть в полной мере реализовано в силу нескольких факторов. Во –первых плохого обзора машины, что не давало экипажам советских танков своевременно обнаруживать противника, из –за чего «Т-34» часто первыми получали попадания. Во-вторых отсутствие радиостанций не позволяло эффективно управлять танками в бою и вести обмен информацией о местоположении противника, что естественно сказывалось на результатах боя. В третьих недостатки трансмиссии не давали «Т-34» реализовать потенциальное превосходство над немецкой машиной в динамике. Летом 1942-го, когда советские танки стали массово получать радиостанции, а конструкторы решили проблему с трансмиссией, «Т-34» стал поистине грозным оружием, однако проблемы с обзором все ещё давали о себе знать. В 1943 году удалось улучшить обзор, но полностью эта проблема исчезла лишь в 1944-м, когда на фронт начали поступать новые «Т-34-85», с перископическим прибором наблюдения и множеством смотровых приборов. Теперь советский танк уже превосходил в обзорности «Pz.IV». Последние годы войны совершенно явно обозначили превосходство советских танков над немецкими. Германские машины утратили все те преимущества, которые были характерны для них в начале войны. В огне восточного фронта сгинуло множество военной техники, а также опытного и обученного личного состава экипажей. Советские войска неудержимо рвались к Берлину. Гибель фашистского режима была неминуемой.

Смотрите также...
Броня России. Фильм 1. Первые русские танки