Вечер 23 июня 1941 года. Второй день идёт война на восточном фронте и вторгнувшиеся на советскую землю немецкие войска продвигаются вперёд. 6-я танковая дивизия из группы армий Север, наносящей главный удар через Прибалтику захватывает литовский город Расейняй. Боевые группы дивизии - "Раус" и "Зекендорф" пересекают реку Дубиса и начинают укреплять плацдармы на её восточном берегу. При этом группа "Зекендорф" ввязывается в тяжелейшие бои с советскими танками. В шести километрах к северу на позициях группы "Раус" бои стихли и противника не наблюдалось. Вечер прошел спокойно.
На следующее утро командир группы Эрхард Раус отдаёт приказ отправить в тыл советских военнопленных, захваченных во вчерашних боях. Из боевого расположения группы выезжает грузовик. Он двигается в тыл по единственной дороге и неподалеку от города водитель замечает одиноко стоящий на пути вражеский танк. Это был тяжелый советский танк "КВ". Немец быстро даёт задний ход, а заметившие его русские танкисты стреляют, но снаряд не попадает в цель. Пленные, воспользовавшись замешательством водителя и охранника - унтер-офицера, пытаются бежать и некоторым из них удается скрыться в лесу. Грузовик под обстрелом советского танка на полной скорости мчит назад.
Командование группы уже через час узнаёт от вернувшегося в панике водителя, что единственная дорога в тыл перекрыта противником и группа отрезана от своих коммуникаций. Откуда там появился этот танк? Пока немцы лихорадочно пытаются понять что происходит, под огонь советского танка попадает идущая в расположение группы "Раус" колонна грузовиков снабжения. Огнём орудия и пулемётов "КВ" уничтожает 12 автомашин с горючим и боеприпасами. Вскоре по каким-то причинам командир Раус теряет связь со штабом 6-танковой дивизии. Ему приходится отказаться от запланированных действий его группы - оказания помощи Зекендорфу, ведущему бой с советскими танками южнее. Вместо этого он полностью сосредотачивается на угрозе в своём тылу. Вскоре Раусу докладывают, что русский танк по прежнему стоит на дороге и не двигается с места. Возможно он поврежден и не может уехать, но экипаж не покидает танк и продолжает вести огонь. Немцы медлят с контратакой, покольку полагают, что в их тылу оказалось как минимум несколько танков противника.
Однако через некоторое время они понимают, что против них действует всего лишь один советский танк, который каким-то странным образом попал в этот район. Раус приказывает уничтожить его. К дороге выдвигается батарея 50-мм противотанковых орудий. Они скрытно занимают позиции в кустах неподалеку от вражеского танка. Он находится в зоне прямой видимости - немцы легко прицеливаются и наводят орудия. Один за другим гремят несколько выстрелов. Видны вспышки искр на броне советского танка. Наводчики дали несколько точных попаданий, вокруг танка взвились клубы черного дыма от разрывов снарядов, но немцы с ужасом обнаружили, что броня советского исполина не пробивается выстрелами их орудий. Русский танк развернул башню в сторону одного из них и выстрелом разнёс пушку, расчет которой не успел отбежать и полностью погиб. Такая же участь постигла следующее немецкое орудие. Оставшиеся два орудия из немецкой батареи были сильно повреждены, а их расчеты разбежались. Лишь ночью немцы смогли оттащить уцелевшие орудия от опасных позиций вблизи танка.
"КВ" продолжал стоять на дороге, повернув ствол в ту сторону, откуда последний раз по нему било немецкое противотанковое орудие. Тем временем положение группы "Раус" всё более ухудшалось - раненых невозможно было вывезти в тыл, а грузовики со снабжением не могли достигнуть расположения группы. Кончалось продовольствие и боеприпасы. Некоторые немецкие грузовики делали попытку объехать советский танк, но вязли в болотах и шансов вытащить их оттуда не было. Командование группы принимает решение снять одну из 88-мм зениток с передовых позиций группы и направить на уничтожение тяжелого русского танка. Немцы установили зенитное орудие в двух километрах от танка. Он находился в зоне видимости и мог быть подбит зениткой, начальная скорость полета снаряда которой позволяла пробить броню "КВ". Однако немецкие грузовики, уничтоженные на дороге днем ранее, ещё горели, испуская клубы черной гари и дыма, из-за которых прицелится с такой дистанции по танку оказалось невозможным.
Расчет зенитки замаскировал орудие большим количеством зелени и веток, после чего начал двигаться вновь, пытаясь подойти к танку ещё ближе. "КВ" продолжал неподвижно стоять на дороге, башня его не двигалась даже когда немцы подошли уже совсем близко. До цели оставалось около полукилометра. Расчёт стал судорожно раскладывать зенитное орудие, заряжать его и наводить на цель. Однако советские танкисты уже давно заметили приближающихся немцев, они лишь ждали пока зенитное орудие подойдет ближе, чтобы поразить его наверняка. С ужасом один из немецких наводчиков увидел, что башня танка зашевелилась и нацелилась прямо на них. Раздался грохот выстрела и тяжело поврежденная зенитка повалилась на бок, осколками разлетевшегося металла убило нескольких артиллеристов, а оставшихся тяжело ранило. После этого танк ещё долгое время продолжал стрелять в сторону покосившегося орудия из пулемёта. Немцы были в отчаянии, но поскольку группа Зекендорф в шести километрах южнее удержалась под ударом советских танков, основная опасность для них уже миновала. Командование долгое время обсуждало план уничтожения тяжелого советского танка. Наконец решено было отправить к нему бригаду саперов. Ночью она должна была скрытно приблизиться к танку и взорвать его.
Когда стемнело саперная команда подошла к бронированной тяжелой машине и тихо установила на броню несколько зарядов. Вскоре в ночной тишине раздался взрыв. Немцам показалось, что танк уничтожен, но в действительности взрыв лишь повредил часть гусеницы и пушку, не нанеся повреждений броне и экипажу. Советские танкисты быстро пришли в себя. Пулеметчик открыл из танка беглый плотный огонь по всем направлениям и едва не достал одного из отступавших саперов. И вновь уничтожить танк немцам не удалось. Когда рассвело Раус попытался вызвать на помощь эскадрилью "юнкерсов", чтобы уничтожить единственный советский танк, отрезавший всю его группу от тыловых коммуникаций, однако в виду нехватки самолётов ему было отказано. Тогда было принято решение отвлечь советского исполина ложной атакой лёгких танков, чтобы вновь попытаться подвести на огневую позицию тяжелые зенитные 88-мм орудия FlaK и с их помощью уничтожить "КВ".
Группа немецких танков Pz35(t), сосредоточенная в лесу неподалеку от дороги, начала имитировать атаку, двигаясь в зоне видимости русского танка. Экипаж "КВ" быстро заметил их и открыл огонь, но попасть по быстро движущимся и маневрирующим целям было почти невозможно. Тем не менее "КВ" продолжал стрелять. Немецкие танки обстреливали его с нескольких сторон, приковывая внимание экипажа русского танка к себе. Отвлекшиеся советские танкисты не замечали что в тылу у них, рядом с недавно уничтоженной зениткой, немцы быстро устанавливали ещё одну. Когда зенитчики навели прицел и зарядили её, прогремел выстрел, и снаряд, рассекая воздух, врезался в броню советского танка, после чего в ней появился огромный пролом от попадания 88мм орудия, но экипаж был всё ещё жив. Башня начала разворачиваться в сторону немецкой зенитки, но та успела дать ещё несколько выстрелов и тяжелый советский гигант замер, беспомощно запрокинув орудие. Броня его дымилась от попаданий, но танк не загорелся. Казалось всё кончено. Подошедшие немецкие солдаты начали осматривать танк, но ствол заклинившего орудия внезапно зашевелился. Немцы бросились врассыпную, лишь один из них набрался храбрости и закинул в пробоину на башне гранату. Раздался взрыв и героический советский экипаж, который два дня сдерживал натиск превосходящих сил врага, погиб от разрыва околочной гранаты внутри танка.
Этот подвиг советских танкистов был описан самим командиром немецкой группы "Раус" Эрхардом Раусом. Экипаж советского танка два дня противостоял всей его группе. Таким образом, часть шестой немецкой танковой дивизии все эти два дня не могла продолжать наступление из-за единственного танка, отрезавшего её от тыловых коммуникаций. В безнадежной ситуации советские солдаты-танкисты проявили героизм и мужество, поразившее немцев, и внушили им глубокое уважение. Вначале, видимо ещё надеясь на скорый приход подкреплений, советский экипаж на поврежденном танке удерживал позицию, уничтожив колонну грузовиков, а затем уже в ситуации полной безнадежности отбивал немецкие атаки, не поддаваясь искушению бросить танк и сбежать с поля боя, хотя возможности и время для этого у него были. После боя пораженные немцы похоронили советских танкистов недалеко от Расейняя.
До сих пор неизвестны имена некоторых членов того героического экипажа. Неизвестно точно какой именно "КВ"(КВ-1 или КВ-2) сражался с группой Рауса в начале лета 1941 года под Расейняем. Вероятнее всего это был "КВ-1" с экипажем из пяти человек. В любом случае известны имена лишь двух танкистов-героев. Один из них это Павел Ершов, личность которого удалось установить благодаря сохранившейся квитанции, найденной во время раскопок в местах боёв. Второй танкист - Смирнов В.А., имя которого вырезано на одной из солдатских ложек. Имена остальных членов героического экипажа неизвестны. Боевой эпизод начала войны под Расейняем лишь один из ярких моментов, характеризующих массовый героизм советских солдат в годы Великой Отечественной Войны. Вечная память погибшим героям!