Знаменитый советский танк «Т-34», ставший легендой Второй мировой войны, был результатом усилий советских конструкторов, направленных на создание универсальной боевой машины для самостоятельных действий в полосе обороны противника. Эти усилия старательно и целенаправленно прилагались ещё с начала 30-х годов, то есть с момента начала развития легких танков серии «БТ» и «Т-26». С самого начала проектирования в 1937 году к будущему танку «Т-34», прототип которого на стадии создания назывался «А-20», ставились очень высокие требования. Он должен был сочетать в себе хорошую динамику и подвижность, огневую мощь и пробивную способность орудия, сильное противоснарядное бронирование и хороший запас хода.
Столь ответственное задание было выдано конструкторскому бюро(КБ) завода номер 183, руководителем которого был Михаил Ильич Кошкин. Параллельно с этим было создано ещё одно КБ, в которое вошли несколько инженеров с завода и специалисты Военной академии механизации и моторизации. Его руководителем был назначен Адольф Дик. Это КБ также должно было заниматься проектированием нового «А-20». Правда вскоре Дик был репрессирован, и вся ответственность за создание нового танка легла на плечи Михаила Кошкина. В кратчайшие сроки инженеры под руководством Кошкина смогли выполнить проект. При этом были соблюдены все требования, которые выдвигались Автобронетанковым управлением РККА. На танке был установлен дизельный двигатель, ранее опробованный на «БТ-7М», что обеспечило ему высокую удельную мощность, а это положительно сказалось на подвижности и скорости.
Рациональные углы наклона бронеплит давали машине потрясающую защищенность от противотанкового огня, а мощное 76мм орудие позволяло бороться с любой бронетехникой того времени. В ходе проектирования возникли вопросы лишь с типом движителя для танка. Военное руководство настаивало на создании колесно-гусеничного движителя для будущего «Т-34». Он позволял танку при демонтаже гусениц двигаться на колёсах, что обеспечивало высокую скорость по шоссе в случае необходимости. Однако смешанный тип движителя несколько снижал проходимость танка. Второй вариант – чисто гусеничный движитель не имел подобных недостатков, но и исключал некоторые достоинства первого. Именно на этот вариант напирал Кошкин, пытаясь доказать высшим руководителям его обоснованность.
Осенью 1938-го наконец-то было принято решение о создании трех прототипов для испытаний. Один из них должен был иметь колесно-гусеничный движитель, а два других чисто гусеничный тип ходовой части. После их производства и создания были проведены испытания. Как и ожидалось колёсно-гусеничный танк оказался быстрее чисто гусеничного, но заметно уступал тому в проходимости. К тому же усилить броню и вооружение первого варианта(колёсно-гусеничного) оказалось невозможным из-за конструктивных особенностей этого типа ходовой части. А вот чисто гусеничный прототип мог быть не только оснащен более мощной пушкой, что и было сделано, но и имел потенциал дальнейшего наращивания брони. Военное руководство отметило необходимость улучшения обзора этого танка, а также предписывало выполнить ряд других доработок, но в целом выбор был сделан в пользу гусеничного танка, который должен был выпускаться под названием «Т-34».
Известен факт, что в начале марта 1940 года два предсерийных образца будущего танка «Т-34» совершили марш-бросок прямо из Харькова в Москву по пересеченной местности, преодолев более 700 километров. Доехал правда лишь один из них, второй по причине неполадок не смог самостоятельно достичь столицы, но в целом этот бросок продемонстрировал потенциал танка и его возможности движения по труднопроходимой местности. В 1940 году планировалось выпустить двести танков «Т-34». Были сделаны первые шаги к полномасштабному производству этой потрясающей боевой машины. И в этом несомненно была большая заслуга главного руководителя Харьковского КБ завода 183 Михаила Ильича Кошкина.
До «Т-34» все основные танки Красной Армии, как и танки других стран на тот момент, несли по сути лишь противопульное бронирование. Уже опыт боёв в Испании наглядно продемонстрировал необходимость усиления бронезащиты танков, задачей которых теперь нередко становился прорыв хорошо укрепленных позиций противника, насыщенных противотанковыми орудиями. Танки со слабым бронированием несли неоправданно высокие потери в условиях большой концентрации противотанковой артиллерии на линии вражеской обороны. Новый советский средний танк «Т-34» обладал поистине революционной для того времени схемой бронирования. Во-первых сами по себе цифры - 45мм брони в лобовой проекции были немалыми для 1940 года, а во-вторых рациональные углы наклона бронеплит в 60 градусов ещё более усиливали снарядостойкость
В результате немецкие танки, большое количество которых в начале войны имело слабые орудия калибром 37мм, совершенно не могли бороться с «Т-34» на начальных её этапах. Не в состоянии были противостоять «тридцатьчетверке» и штатные немецкие противотанковые орудия калибра 37 и 50 миллиметров. За откровенное бессилие перед советскими танками «Т-34» и «КВ» немцы прозвали орудия малых калибров праздничными хлопушками. Высокую боевую ценность «Т-34» отмечали многие немецкие военачальники, в том числе гениальный танковый командир и знаменитый теоретик Гейнц Гудериан, чьи части впервые столкнулись с новым советским танком под Мценском осенью 1941 года. Боевых параметров орудия «тридцатьчетверки» в 1941 году хватало для борьбы с любыми немецкими танками, а на более поздних этапах войны козырем в борьбе с более бронированными «Тиграми» и «Пантерами» стала скорость и маневренность «тридцатьчетверки».
Конструкторскому бюро под руководством Кошкина удалось создать боевую машину не имеющую аналогов в мире. Многие возразят, что подобные заявления лишь советская пропаганда, однако уникальность «Т-34» признавали и немцы, и американцы. Превосходство «Т-34» было даже не в мощи орудия и не в толщине брони, а именно в удачном сочетании всех боевых параметров, их сбалансированности. Ведь у британцев были танки куда более бронированные, чем «Т-34», а у американцев были орудия с более серьёзными характеристиками, чем советская 76-мм пушка, установленная на «тридцатьчетверке», однако на поле боя их танки не демонстрировали совершенно ничего. Именно сбалансированность всех характеристик, достаточная для того, чтобы танк мог в боевых условиях решать любые задачи, позволила «тридцатьчетверке» стать на голову выше зарубежных образцов И в этом немалая заслуга гениального советского конструктора Михаила Ильича Кошкина. .