Немецкие танковые части в 1943 - 1945 годах уже серьёзно ушли от того состояния, в котором они находились в начале войны. Если в 1941г. в Вермахте было обилие легких танков устаревших конструкций, а основной боевой единицей считался "PzIII", то к 1943 году в войсках явно стал преобладать "PzIV". Во второй половине войны он стал основным германским танком. Следует отметить, что вооружение и бронирование поздних модификаций "PzIV" было серьёзно усилено. "PzIV", который немцы применяли в Польской кампании, на Западе и на начальном этапе вторжения в СССР, не шел ни в какое сравнение с более поздними модификациями этого танка. Это прекрасно иллюстрируется динамикой наращивания лобовой брони: первые "четверки" имели крайне слабое бронирование - 14мм, последние модификации "PzIV" несли уже 110мм броню. Танки "PzIV" принимали участие во всех крупных операциях немецкой военной машины во Второй Мировой Войне.
Значимым событием для немецкой армии было появление новых средних танков "Пантера" и тяжелых танков "Тигр" на советско-германском фронте во второй половине войны. Германское командование надеялось, что эти танки склонят чашу весов в танковых сражениях на сторону Германии, не оставив советским боевым машинам никаких шансов. Поначалу надежды немцев вполне оправдывались. Несмотря на то, что первое применение "Тигров" в 1942 году оказалось неудачным, в дальнейшем эти тяжелые танки некоторое время будут доминировать на поле боя до модернизации советскими конструкторами "тридцатьчетверки", появления "Т-34-85", а затем и тяжелых советских танков "ИС", которые вновь вернули советским танковым войскам превосходство на поле боя. "Тигры" и "Пантеры" в больших количествах впервые были задействованы в ходе битвы на Курской Дуге. В танковых сражениях и прорывах обороны противника немецкие танки в ходе этой битвы имели превосходство в эффективной дальности огня. Самые распространенные советские пушки калибров 45мм и 76мм с трудом поражали новые немецкие тяжелые танки. Причем "сорокапятки" могли расчитывать, пожалуй, только на поражение ходовой части "Тигров" с очень близкой дистанции. 76мм советское орудие подбивало "Тигр" с расстояние лишь не более 500м подкалиберным снарядом. Тигры же могли вести огонь по совестким танкам с расстояния до 1500м и эффективно поражать их.
Что же касается "Пантер", то советские солдаты быстро определили ахиллесову пяту этих новых немецких танков - крайне слабое бортовое бронирование. В борт "Пантеру" легко поражали с определенных дистанций даже советские 45мм орудия. Советская противотанковая оборона на поздних этапах войны приспособилась к боям с "Пантерами" и "Тиграми", заманивая атакующие немецкие танки в "огневые мешки" и поражая танки противника в уязвимые борта и корму. Стоит сказать также несколько слов об одной важной вещи: надежности новых немецких танков. Именно она оставляла желать лучшего. Если основные танки Германии в первой половине войны - "PzIII" и "PzIV" отличались именно надежностью и безотказностью, то "Тигры" и "Пантеры" страдали от частых отказов трансмиссии и проблем с ходовой частью. Ремонт и эксплуатация новых немецких танков также были сложны. Единственным преимуществом "Тигров" и "Пантер" некоторое время была огневая мошь, однако как уже было сказано выше, "Т-34-85" восстановил равновесие в танковых боях на советско-германском фронте, а "ИС-2" поставил жирную точку в превосходстве "Тигров" над советскими боевыми машинами в огневой мощи.
Кроме вышеперечисленной техники, которая была основой немецких танковых войск в последние годы войны, можно также упомянуть известную САУ "Фердинанд". Хотя эта боевая машина и была выпущена в очень малых количествах, благодаря немецкой пропаганде, она стала достаточно известной. Серьёзная огневая мощь этих самоходок однако не помогла Моделю прорвать советскую оборону на северном фасе Курской дуги летом 1943 года, хотя экипажи "Фердинандов" демонстрировали порой впечатляющую результативность, подбивая большое количество танков противника. Серьезным недостатком этих САУ оказалось отсутствие пулемета.Это делало оставшийся без прикрытия "Фердинанд" практически беззащитным перед советской пехотой. В конечном счете, даже несмотря на то, что Германия в конце войны бросила значительные силы на модернизацию своей существующей техники и создание новой, советская сторона всегда отвечала выпуском столь же мощных боевых единиц и ситуация выравнивалась. Решительные усилия по форсированию выпуска новой боевой техники также не помогали Третьему Рейху, войска которого с 1943 года терпели одно сокрушительное поражение за другим. И хотя немецкие танковые силы в 1943-1945 годах были несомненно сильнее, чем в 1941 году, возросшая мошь СССР, приобретенный советскими войсками опыт современной войны и безграничный героизм наших солдат, не оставили Германии никаких шансов на победу в войне.
Немецкие танковые части в 1943 - 1945 годах уже серьёзно ушли от того состояния, в котором они находились в начале войны. Если в 1941г. в Вермахте было обилие легких танков устаревших конструкций, а основной боевой единицей считался "PzIII", то к 1943 году в войсках явно стал преобладать "PzIV". Во второй половине войны он стал основным германским танком. Следует отметить, что вооружение и бронирование поздних модификаций "PzIV" было серьёзно усилено. "PzIV", который немцы применяли в Польской кампании, на Западе и на начальном этапе вторжения в СССР, не шел ни в какое сравнение с более поздними модификациями этого танка. Это прекрасно иллюстрируется динамикой наращивания лобовой брони: первые "четверки" имели крайне слабое бронирование - 14мм, последние модификации "PzIV" несли уже не менее 80мм брони. Танки "PzIV" принимали участие во всех крупных операциях немецкой военной машины во Второй Мировой Войне.
Значимым событием для немецкой армии было появление новых средних танков "Пантера" и тяжелых танков "Тигр" на советско-германском фронте во второй половине войны. Германское командование надеялось, что эти танки склонят чашу весов в танковых сражениях на сторону Германии, не оставив советским боевым машинам никаких шансов. Поначалу надежды немцев вполне оправдывались. Несмотря на то, что первое применение "Тигров" в 1942 году оказалось неудачным, в дальнейшем эти тяжелые танки некоторое время будут доминировать на поле боя до модернизации советскими конструкторами "тридцатьчетверки", появления "Т-34-85", а затем и тяжелых советских танков "ИС", которые вновь вернули советским танковым войскам превосходство на поле боя. "Тигры" и "Пантеры" в больших количествах впервые были задействованы в ходе битвы на Курской Дуге. В танковых сражениях и прорывах обороны противника немецкие танки имели превосходство в эффективной дальности огня. Самые распространенные советские пушки калибров 45мм и 76мм с трудом поражали новые немецкие тяжелые танки. Причем "сорокапятки" могли расчитывать, пожалуй, только на поражение ходовой части "Тигров" с очень близкой дистанции. 76мм советское орудие подбивало "Тигр" с расстояния не более 500м подкалиберным снарядом. Тигры же могли вести огонь по советским танкам с расстояния до 1500м и эффективно поражать их.
Что же касается "Пантер", то советские солдаты быстро определили ахиллесову пяту этих новых немецких танков - крайне слабое бортовое бронирование. В борт "Пантеру" легко поражали с определенных дистанций даже советские 45мм орудия. Советская противотанковая оборона на поздних этапах войны приспособилась к боям с "Пантерами" и "Тиграми", заманивая атакующие немецкие танки в "огневые мешки" и поражая танки противника в уязвимые борта и корму. Стоит сказать также несколько слов об одной важной вещи: надежности новых немецких танков. Именно она оставляла желать лучшего. Если основные танки Германии в первой половине войны - "PzIII" и "PzIV" отличались именно надежностью и безотказностью, то "Тигры" и "Пантеры" страдали от частых отказов трансмиссии и проблем с ходовой частью. Ремонт и эксплуатация новых немецких танков также были сложны. Единственным преимуществом "Тигров" и "Пантер" некоторое время была огневая мошь, однако как уже было сказано выше, "Т-34-85" восстановил равновесие в танковых боях на советско-германском фронте, а "ИС" поставил жирную точку в превосходстве "Тигров" над советскими боевыми машинами в огневой мощи.
Кроме вышеперечисленной техники, которая была основой немецких танковых войск в последние годы войны, можно также упомянуть известную САУ "Фердинанд". Хотя эта боевая машина и была выпущена в очень малых количествах, благодаря немецкой пропаганде, она стала достаточно известной. Серьёзная огневая мощь этих самоходок однако не помогла Моделю прорвать советскую оборону на северном фасе Курской дуги летом 1943 года, хотя экипажи "Фердинандов" демонстрировали порой впечатляющую результативность, подбивая большое количество танков противника. Серьезным недостатком этих САУ оказалось отсутствие пулемета. Это делало оставшийся без прикрытия "Фердинанд" практически беззащитным перед советской пехотой. Вообще, что касается САУ, то Третий Рейх много делал для того, чтобы остановить советскую танковую лавину - промышленность выпускала неплохие противотанковые САУ, например "Hetzer" или "JagdPanther", но в конечном счете, даже несмотря на то, что Германия в конце войны бросила значительные силы на модернизацию своей существующей техники и создание новой, советская сторона всегда отвечала выпуском столь же мощных боевых единиц и ситуация выравнивалась. Решительные усилия по форсированию выпуска новой боевой техники также не помогали Третьему Рейху, войска которого с 1943 года терпели одно сокрушительное поражение за другим. И хотя немецкие танковые силы в 1943-1945 годах были несомненно сильнее, чем в 1941 году, возросшая мошь СССР, приобретенный советскими войсками опыт современной войны и безграничный героизм наших солдат, не оставили Германии никаких шансов на победу в войне.