Танкисты-герои времен Второй Мировой Войны

Советский танкист Константин Самохин

Знаменитые танкисты

Константин Самохин

Константин Самохин

(погиб в феврале 1942-го)

Начало своей боевой карьеры талантливый советский танкист Константин Самохин встретил в 15 танковой дивизии, в которой также служил и другой советский танковый ас - Дмитрий Лавриненко. Впервые Самохин проявил свои способности и умение воевать под Мценском в октябре 1941 года уже в составе 4-й танковой бригады. В этот период немецкие танковые группы и моторизованные части вели активное наступление в авангарде немецких войск на Москву. В районе Мценска действовали танки 2-й немецкой танковой группы Гудериана, с которыми и вели бои советские танковые части, обороняющие это направление. В этих боях Константин Самохин командовал ротой танков "БТ-7", которая в тяжелейших оборонительных сражениях с превосходящим противником отступала на восток и в конечном счете заняла оборонительный рубеж в районе населенного пункта Шеино.

Предполагалось, что удастся задержать гитлеровцев на этом участке. Вскоре немецкие танки и пехота атаковали позиции роты Самохина. Однако их удар оказался недостаточно силён для того, чтобы взломать советскую оборону. Обе стороны несли чувствительные потери, но немцы продолжали атаковать Шеино, пытаясь найти слабое место в обороне советских частей. Танкисты Самохина продолжали упорно сопротивляться сковывая силы противника, заставляя их терять драгоценное время и не давая двигаться дальше на Восток. Исход боя решила группа советских танков под командованием лейтенанта Воробьева, которая ударила во фланг немецким частям, атакующим оборонительные порядки Самохина. Скованые боем с танкистами Самохина, немцы не отреагировали вовремя на фланговый удар и под перекрестным огнем понесли большие потери - было выведено из строя по меньшей мере 11 немецких танков, после чего гитлеровцы вынуждены были на время оставить попытки прорыва на участке под Шеино.

Через несколько дней командир 4-й танковой бригады Катуков выделяет три танка из состава бригады и направляет их в уже занятый противником Мценск. Одним из этих танков командует Константин Самохин. Войдя в город советские танкисты огнём из пушек подавляют немецкую пулеметную точку на колокольне и уничтожают два немецких танка. Эти успешные действия были только частью общих усилий 4-й танковой бригады, которая буквально срывала график стремительного наступления немцев, задерживая противника и нанося ему потери. Это мешало командиру 2-й танковой группы Гудериану реализовать один из главных принципов блицкрига - стремительное выдвижение танковых клиньев вперед с целью парализовать тылы противника и не дать ему создать новых оборонительных рубежей. И в центре этого вихря эпохальных событий на восточном фронте, находился и талантливый советский танкист Константин Самохин.

В середине ноября он участвовал в атаке на деревню Козлово, занятую гитлеровцами. Сначала к деревне выдвинулся советский мотострелковый батальон, который был встречен сильным огнем немцев и деревню взять с ходу не удалось. Тогда Катуков приказывает группе танков под командованием Самохина поддержать атаку мотострелков. Советский танковый ас потрясающе справился с этой задачей. Он быстро выдвинул танки к окраине деревни и воодушевленная пехота увидев их вновь поднялась в атаку. Далее события развивались ещё более стремительно - сначала танк Самохина "Т-34" огнём орудия вдребезги разнёс немецкую огневую точку, косившую поднявшуюся в атаку советскую пехоту. Блиндаж, находившийся в подвале дома из которого хорошо простреливались наступающие советские части, рухнул от нескольких попаданий танка Самохина. Советские танки двинулись вглубь деревни, ведя за собой пехоту и подавляя немецкие пулемёты. Ошеломленные немцы тем не менее продолжали вести огонь из противотанковых орудий по танкам Самохина, а оставшиеся пулеметчики плотным огнём пытались отсечь от танков наступающих следом пехотинцев. В критический момент боя у Самохина в танке закончились снаряды, он приказал своему стрелку достать гранаты и, несмотря на огонь, высунулся из люка и стал бросать их в сторону немцев. В этот момент попавший в башню снаряд ударной волной задел советского танкиста, но легкая контузия не остановила его. Он лишь отвел танк в тыл для пополнения боезапаса, после чего вернулся в район боя. Всего в схватке за деревню Козлово, танкисты Самохина ликвидировали около десятка огневых точек немцев, 4 танка, самоходку, три противотанковых орудия и множество солдат противника.

Ещё один боевой эпизод, о котором стоит упомянуть, это атака танкистов бригады Катукова на село Надовражье. План атаки советских танкистов был тщательно продуман - сначала рота Константина Самохина на малых скоростях скрытно вышла в тыл противника на участке фронта, который прагматичные немцы почему то оставили почти непрекрытым, после чего советские танки сосредоточились позади села, разделились на группы, и одна из этих групп резким маневром вошла в Надовражье с запада, навязав гитлеровцам сражение с перевернутым фронтом. Не ожидавшие удара с тыла немцы растерялись, несколько орудий стоявших рядом с домами на окраине были сразу же раздавлены советскими танками. Тем временем другая группа танков вышла с другой стороны к центру населенного пункта и тараном буквально снесла немецкий штаб в центре села. Паника начавшаяся в рядах гитлеровцев окончательно лишила их шанса оказать советским танкистам достойное сопротивление. Перекрестный огонь из танковых пушек и пулемётов поражал заметавшуюся немецкую пехоту, не давая ей шансов выскочить из огненной ловушки. Всего за час в селе Нововражьем танкисты Самохина уничтожили около двухсот немецких солдат, десятки автомашин и мотоциклов. Немецкие танковые части посланные на помощь к терпящим бедствие пехотинцам попытались контратаковать и окружить Нововражье, занятое советскими танкистами, но Самохин ловким манёвром вывел свои боевые машины из села, а потерявшие ориентир немецкие танки, вошедшие в село с разных направлений, завязали бой друг с другом.

Под Смоленском в феврале 1942 года советский танковый ас Константин Самохин проводит свои последние бои. Его танкисты во время боев в Смоленской области ударом с тыла занимают село Арджаники. И снова немцы несут чудовищные потери - уничтоженные дзоты, сгоревшие машины и трупы вражеских солдат заполоняют деревню. Однако удержать её не удаётся - немецкие части открывают мощный огонь на подавление по деревне, явно готовясь штурмовать её, а подкрепление, которое должно было подойти, увязает в боях с яростно сопротивляющимся противником на пути к Арджаникам. Становиться ясно, что удержать деревню одной ротой танков не удастся. Самохин принимает решение отвести танки из деревни, но уже отойдя на довольно большое расстояние, приказывает роте отступать дальше, а сам со взводом танков решает вернуться и забрать выживших танкистов, машины которых были подбиты в боях за деревню и от которых пришел радиосигнал о просьбе помочь. Подойдя к Арджаникам, Самохин увидел, что деревня ещё не занята гитлеровцами, а один из выживших экипажей его роты внутри поврежденного танка ожидает подхода помощи. Раненым танкистам помогли выбраться, а поврежденный танк решено было отбуксировать. В этот момент немцы обнаружили советские танки по шуму и открыли артиллерийский огонь по их позициям. Один из снарядов попал в "Т-34" капитана Самохина. Танк загорелся, а заклинивший люк не дал экипажу шанса спастись. Когда товарищам удалось сбить пламя, то оказалось, что все члены экипажа уже погибли, но сам Самохин, когда его вытащили из подбитого танка был ещё жив. К сожалению, раны его были смертельными. Так погиб настоящий герой и талантливый танкист Константин Самохин. Как и многие другие советские солдаты он не увидел конца войны и разгрома гитлеровского Рейха, но его вклад в эту величайшую победу бесценен, как и вклад других погибших советских солдат. Вечная память!

Смотрите также...
ИСУ -152: Оживший зверобой