Grille
Немецкая САУ Grille или по-другому Sturmpanzer 38(t) была создана на базе легкого танка Pz.38(t) в 1943 году. К тому времени Вермахт остро нуждался в самоходной артиллерии, которая бы сочетала в себе мобильность и огневую мощь. Работы над машиной велись с 1942 года и стараниями немецких конструкторов уже в следующем году САУ "Grille" появилась на советско-германском фронте. Эта машина стала очередным пополнением в многочисленном семействе немецких САУ.
Описание
Проект самоходной артиллерийской установки, котораяя позднее получит название Sturmpanzer 38(t) или Grille стартовал весной 1942 года после Берлинского совещания, на котором представители компании "ВММ" сообщили о возможности изготовления на базе легкого танка Pz.38(t) самоходной гаубицы, вооруженной 150-мм пушкой. Военные проявили интерес к инициативе сотрудников вышеупомянутой компании. Ожидалось, что машина сможет выполнять не только задачи гаубичной артиллерии, но и осуществлять непосредственную поддержку пехоты, ведя огонь по противнику прямой наводкой. После одобрения вышестоящими ведомствами, фирма "ВММ" приступила к реализации проекта. Дополнительно к работам привлекли конструкторов фирмы "Алкетт" В процессе переработки базового шасси с него был убран лобовой лист с пулеметом, вместо него установили бронелист с вырезами для орудия и приборов наблюдения. Было изменено местоположение членов экипажа. Для установки в новую САУ немецким специалистам также пришлось дорабатывать буксируемый вариант 150-мм орудия SiG 33, установка модификации которого планировалась изначально.
Немцы развернули производство САУ "Grille" с середины 1943 года. Одновременно с ними выпускали и транспортеры боеприпасов, представлявшие собой те же самые "самоходки", но со снятым орудием. Стоит отметить, что положительной стороной такого решения стала возможность быстрого переоборудования перевозчиков боеприпасов в полноценные САУ "Grille" - достаточно было прямо в полевых условиях выполнить установку орудия s.IG.33/2 на шасси транспортера. Сама необходимость дополнительных транспортеров боеприпасов, которые должны были сопровождать САУ "Grille" на маршах, объяснялась малым боекомплектом самой "самоходки" - он составлял всего лишь 20 выстрелов. Новые САУ впервые приняли участие в боях летом 1943 года во время решающей битвы на Курской Дуге, где Вермахту так и не удалось сломить сопротивление Красной Армии. "Грили" использовались по своему прямому назначению - вели огонь с закрытых позиций, осуществляя артподдержку наступающих немецких войск. Также их применяли и в качестве штурмовых орудий непосредственной поддержки пехоты. В этом случае огонь по противнику велся прямой наводкой. Кстати своим названием "Grille"(дословный перевод - Сверчок) эта машина обязана особенностями конструкции своего шасси. Тяжелая артиллерийская система пушки s.IG 33 создавала большую нагрузку на него в момент выстрела под небольшим углом и САУ из-за этого словно отскакивала назад, за что и получила свое прозвище, которое фактически закрепилось за ней вместо официального названия Sturmpanzer 38(t). Из-за этих же перегрузок САУ часто выходила из строя. Воевали эти "самоходки" в основном на советско-германском фронте и в Италии.
Самоходные артиллерийские установки "Grille" включались в составе танковых и моторизованных дивизий. Каждой дивизии полагалось 12 САУ по штату. Естественно потребности армии требовали выпуска большего количества "Грилей", чем выпускала немецкая промышленность, поэтому большинство дивизий этих машин так и не получили.
Положительными сторонами САУ "Grille" были высокая огневая мощь её орудия и достаточно хорошая проходимость, недостатками естественно являлись уже упомянутые конструктивные недоработки из-за которых шасси САУ испытывало сильные перегрузки при стрельбе. И конечно же объемы выпуска этих машин были совершенно незначительными, приоритет отдавался другим образцам техники. Учитывая масштабы военных действий и размеров советско-германского, а с 1944 года еще и западного фронта, на которых приходилось сражаться немецкой армии, несколько сотен САУ "Grille" едва ли могли сыграть весомую роль в ходе боев на Востоке и Западе. САУ "Grille" производились немецкой промышленностью до самого конца войны, но изготовлено их было очень мало, в сравнении с другими более массовыми образцами боевых машин Германии. В наше время уцелела лишь одна САУ "Grille". В качестве экспоната она выставлена в музее знаменитого Абердинского полигона Соединенных Штатов Америки.