Немецкие танки 1939 - 1945

Немецкие САУ

Выберите танк
Смотрите также...
Создание танка Т-34
Советский легкий танк Т-26: Описание,ТТХ
САУ JagdPanzer IV

JagdPanzer IV ( Ягдпанцер IV )

Разработка новой противотанковой САУ «Jagdpanzer IV» началась в Германии на излете 1942 года. Уже в декабре этого года на советско-германском фронте складывалась тяжелая ситуация – стал очевидным для всех провал немецкого наступления на Сталинград. Более того началось крупное контрнаступление советских войск, грозящее окружением 6-й немецкой армии Паулюса в руинах Сталинграда. Именно в таком историческом контексте началась работа над новой САУ. Немецкая противотанковая САУ Ягпанцер IV(Jagdpanzer IV)

Описание

Проект первоначально начала компания «Krupp-Gruson». Разработка, как несложно догадаться, велась на базе среднего танка «Panzer IV», который стал к тому времени основной боевой машиной для гитлеровской армии. Вышеупомянутая компания изготавливала этот танк, поэтому проблем с освоением шасси у неё не было, как и у многих других компаний. Помимо «Крупп-Грузон» свой проект «самоходки» на базе «Pz.IV» предложила компания «Фомаг». Именно её вариант был в итоге пущен в серию в начале 1944 года под названием «JagdPz IV» после демонстрации макета новой боевой машины А.Гитлеру. На новые САУ первоначально устанавливалось орудие аналогичное ранее выпускавшимся «самоходкам» StuG III – 75-мм пушка PaK L/43. А вариант компании «Крупп-Грузон», в котором была использована рубка все того же StuG III получил название StuG IV, что отражало приемственность новой САУ от предыдущих образцов боевой техники. Оба варианта стали массово выпускаться немецкой промышленностью, однако остановимся подробнее именно на САУ «Jagdpanzer IV», которая и является темой данной статьи. Стоит отметить, что изначально эта «самоходка» позиционировалась как штурмовое орудие, однако быстро была «переквалифицирована» в противотанковую САУ. ЯгдПанзер 4 Это было во многом связано с ростом бронетанковой мощи противников Германии и необходимости быстрого и адекватного ответа на растущую силу в первую очередь Красной Армии. «JagdPz IV» представлялся прекрасным ответом на всевозрастающие объемы выпуска танков советской промышленностью. Немецкая САУ обладала низким силуэтом, что делало её идеальным «охотником» за танками противника. Машину быстро перевооружили более мощным орудием и собственно окончательно определились с названием – «JagdPanzer IV». Однако прогресс противника также не стоял на месте – советские конструкторы к тому времени уже создали новые модификации «Т-34» с 85-мм пушкой и вывели на поля сражений тяжелые танки «ИС». Собственно против последних орудие «JagdPz. IV» было практически бессильно, поэтому вполне логичным решением немцев было перевооружение САУ более длинным и мощным 75-мм орудием от танка «Пантера». После установки нового орудия САУ сменила название на «Pz IV/70(V)», но в войсках её часто именовали по прежнему. Обозначение буквой «V» этой самоходки было связано с тем, что одновременно САУ на шасси «Pz.IV» и с тем же самым вооружением стала делать известная немецкая компания «Алкетт». Чтобы отличить «самоходки» друг от друг и было принято это обозначение.(Вариант фирмы «Алкетт» назывался Pz IV/70(A) – обозначался буквой «А».) Отличались САУ конструкцией рубки. Причем вариант «V» был предпочтительней из-за более низкого силуэта. Высота последнего была даже меньше, чем у знаменитого «Хетцера»! «Pz IV/70(V)» отличался хорошим бронированием лобовой проекции – толщина брони достигала 80мм под хорошими углами наклона, что увеличивало бронестойкость. Вооружение было вполне достаточным для борьбы с большинством танков союзников по крайней мере на средних дистанциях – 75-мм орудие от танка «Пантера» вполне справлялось со своими задачами. Дополняла хорошее вооружение и бронирование прекрасная оптика и средства наблюдения. Были конечно у этой боевой машины и недостатки – так неудовлетворительным был разворот на месте и тонкое бортовое бронирование. Ягдпанзер 4 В борт эту САУ могли вполне пробить даже лёгкие танки противника. Но самым, пожалуй, существенным недостатком было отсутствие командирской башенки, что делало невозможным круговой обзор. Это затрудняло для командира машины руководство в бою и не давало возможности быстро принимать решения согласуя его с реальной обстановкой на поле боя. Неудовлетворительной была проходимость САУ, что особенно давало о себе знать в тяжелых условиях бездорожья. Слабый осколочно-фугасный снаряд орудия «самоходки» «Pz IV/70» не давал возможности эффективно бороться с пехотой противника, если в этом возникала необходимость. В принципе можно сказать, что САУ «Pz IV/70» получилась достаточно специализированной машиной – её предназначение сводилось к борьбе с бронетехникой противника и эту задачу она могла вполне успешно выполнять, но на какую-либо универсальность эта машина естественно не претендовала, да и не задумывалась как таковая. В общем и целом как мобильное противотанковое средство она заслуживает признания своей эффективности. Производство этих САУ продолжалось вплоть до весны 1944-го года, когда падение гитлеровского Рейха стало свершившимся фактом.