Comet ( Комета )
Английский средний крейсерский танк "Comet" - поздний проект английских конструкторов, впервые появившийся на фронте в последние годы войны.
Являлся одним из самых удачных британских танков Второй Мировой Войны. В плане тактико-технических характеристик и боевой ценности практически не уступал немецкому аналогу -
среднему танку "Пантера". Английская промышленность за 1944 год успела выпустить свыше тысячи средних крейсерских танков "Comet".
Описание
Проект танка A34 "Comet" разрабатывался на базе среднего крейсерского танка "Кромвель" и представлял собой серьёзно усовершенствованный и доработанный вариант данного танка. На стадии разработки и подготовки танка к производству, английскими конструкторами была
проведена большая работа по модернизации "Кромвеля" и создания совершенно нового танка, серьёзно превосходящего своего прародителя. Специально для установки в будущий новый танк была разработана облегченная версия мощного 17-фунтового орудия, что позволило избежать
излишнего расширения корпуса танка, несколько увеличена башня, усилена подвеска. В результате получился совершенно новый танк, который по ряду параметров серьёзно превосходил "Кромвеля". Осенью 1944 года началось серийное производство танков "Comet". Несколько танков попало
в войска ещё зимой 1944-го, а крупная партия прибыла на вооружение британских войск в Европе только в марте 1945-го.
"Comet" принципиально отличался от предыдущих британских проектов, он по сути был уже универсальным танком, в то время как предыдущие английские танки годилсь для решения только узких конкретных задач(см.
Британское танкостроение в 30-40е годы: крейсерские и пехотные танки). Это был первый британский танк который практически не уступал в основных
характеристиках своим аналогам других стран - советской
"тридцатьчетверке" с 85мм орудием, немецкой
"Пантере" и американскому
Шерману. Он прекрасно проявил себя в последних боях с немецкими частями в самые последние месяцы войны. В скорости, подвижности и маневренности он не уступал
танкам "Вермахта", его исключительно мощное и точное 17-ти фунтовое орудие способно было пробивать броню практически всех немецких танков, включая "Тигры" и "Пантеры". Кроме всего вышесказанного, "Comet" оказался хорошей машиной в плане надежности основных узлов и агрегатов. Он несколько уступал своим немецким противникам только в бронировании, однако за счет своей хорошей подвижности и маневренности в ходе боя
серьёзно затруднял противнику прицеливание, мог быстро сблизиться с немецкими танками, стремительно выйти им во фланг или тыл, что в реальных боевых условиях сводило небольшое превосходство немцев в бронировании практически на нет.
Можно сказать, что впервые в ходе Второй Мировой Войны, в фазе её завершения, англичанам удалось вывести на поля сражений танк, не уступающий по своим оперативно-тактическим и тактико-техническим характеристикам танкам других стран. Отставание британского танкостроения, имевшее место в ходе всей Второй Мировой Войны,
было наконец-то преодолено. Несмотря на явный успех, потенциал среднего танка "Комет" оказался не реализован. Он успел принять участие в боях лишь в самые последние месяцы войны, когда сопротивление немцев уже было фактически сломлено. Быстроходный, маневренный, хорошо вооруженный танк требовался британской армии на протяжении всей Второй Мировой Войны. К сожалению, лишь на завершающем её этапе, британским конструкторам удалось создать
подобную боевую машину, что не позволило британским бронетанковых войскам более эффективно противостоять своим противниками. Производство танков "Comet" продолжалось в ходе войны, а после её окончания английская армия начала перевооружаться новыми танками "Центурион". "Кометы" же эксплуатировались британскими войсками до 1958 года, а в ряде других стран, куда англичане его продавали, он оставался на вооружении вплоть до конца 70-х годов.