Советские танки 1939 - 1945

Советские средние танки

Выберите танк
Смотрите также...
Танки "Т-28" в советско-финской войне (Часть I)
Немецкий легкий танк PzII: Описание,ТТХ
Средний танк Т-34

Т-34 / 76

Самый знаменитый советский танк времен Второй Мировой Войны не случайно считается лучшей боевой машиной сороковых годов. На поле боя в 1941 - 1942 годах на начальном этапе войны ему не было равных. Немецкие танки 1941 года мало что могли противопоставить советскому среднему танку "Т-34". Хорошее бронирование и серьезная огневая мощь позволяли ему успешно боротся с любыми немецкими танками начала войны. Лишь с появлением в составе немецких танковых войск новых тяжелых танков "Тигр", понадобилось качественное усиление брони и вооружения тридцатьчетверки. А до тех пор немцы испытывали серьезные трудности при встрече с этими танками, которых к началу войны в составе танковых частей Красной Армии насчитывалось уже 1225 единиц, большинство из которых находилось в западных военных округах, где они и вступили в тяжелые бои с противником. Боевые характеристики среднего советского танка Т-34-76

Описание

Знаменитая "тридцатьчетверка" разрабатывалась и проектировалась в стенах конструкторского бюро(КБ) Харьковского паровозостроительного завода. Для разработки проекта в дополнение к существующему на заводе КБ Михаила Ильича Кошкина, имя которого связывают с созданием танка "Т-34", было организовано ещё одно КБ под руководством Адольфа Дика. Технический проект танка был подготовлен с опозданием более чем на месяц. Это повлекло за собой арест Дика, несущего главную ответственность за ход разработки, и в дальнейшем руководителем реорганизованного КБ стал Кошкин - оставшаяся часть работ проходила под его руководством. По ходу проекта возникли вопросы о движителе танка - рассматривался колесно-гусеничный и чисто гусеничный вариант. В итоге предпочтение было отдано последнему. В середине марта 40-го года два опытных образца будущей "тридцатьчетверки" прибыли на Ивановскую площадь Кремля для демонстрации военной комиссии и членам правительства. При этом танки преодолели своим ходом свыше 750км от Харькова до Москвы, двигаясь по бездорожью, что было лучшим доказательством достаточной проработанности конструкции. В конце марта 1940 года было принято окончательное решение о запуске нового танка в серию под названием "Т-34". Танк был очень хорошо сбалансирован - он сочетал в себе хорошую подвижность и проходимость по бездорожью, большой запас хода, а также сильное бронирование и достаточно мощную 76-мм пушку, которая пробивала абсолютно любой немецкий танк 1941 - 1942 годов. Советский танк Т-34 Пушки калибром 37-мм, которыми были оснащены легкие немецкие танки, такие как "Pz.35(t)" и "Pz.38(t)" с трудом "брали" броню "Т-34" даже на близкой дистанции. Более старые образцы бронетехники, вооруженные пулеметами, например легкий танк Panzer II вообще не имели никаких шансов при столкновении с новым советским танком. Что же касается основного танка Вермахта 1941 года - "Panzer III", то большая часть этих машин к началу войны с СССР уже была оснащена 50-мм орудием, которое было более эффективным против "тридцатьчетверки", но всё же оно не могло поражать советский танк с дальних дистанций ведения боя. Предельное расстояние, с которого "Pz.III" оснащенный 50-мм орудием мог пробить броню "Т-34" - это 600м, при этом немецкие танкисты должны были стрелять подкалиберным снарядом. Что же касается "Т-34", то его орудие могло легко пробить броню ранних модификаций немецкой "тройки"(30мм) на расстоянии свыше 2000м. Более поздние модификации "Panzer III", которые были у немцев на восточном фронте уже в 1941 году, такие как например "Pz.III" Ausf.H или Ausf.J, имевшие 60 и 50 миллиметров брони в лобовой проекции, также не вызывали проблем при встрече с ними на поле боя - их броня пробивалась 76-мм орудием с 1000м и 1500м соотвественно. Видно, что "Т-34" мог вполне успешно бороться с основным немецким танком начала войны, оставаясь вне зоны его эффективного огня и даже варианты самых поздних модификаций "тройки" типа Ausf.M или Ausf.L имевшие уже 70мм бронирование, были вполне уязвимы для пушки "Т-34" с расстояния в 500м. Немецкий танк "Pz.IV", оснащавшийся в начале войны короткоствольной 75-мм пушкой также был малоэффективен против "тридцатьчетверки" - сказывалась малая начальная скорость полета снаряда у немецкого орудия. Бронирование же "четверки" различных модификаций, стоявших на вооружении немцев в 1941-м, не обеспечивало ей защиту от 76-мм орудия "Т-34", поражавшего её практически с любых дистанций ведения боя. Возвращаясь к вопросу о бронировании советского танка можно сказать, что революционное решение советских конструкторов задействовать углы наклона бронелистов дало свои плоды, так как это значительно усиливало вроде бы небольшое 45-мм бронирование, поэтому наклонная броня верхнего лобового листа "Т-34" часто провоцировала рикошеты при попадании снарядов с дальних дистанций, что ещё более затрудняло борьбу с тридцатьчетверкой для немецких танкистов, которые и так были поражены наличием у русских танка, серьезно превосходившего все боевые машины Вермахта. В целом можно отметить явные преимущества советских танков "Т-34" над немецкими в начале войны, однако все же не все так просто - теоретическое преимущество советского танка в 1941-м было несколько невелировано его недостатками: плохим обзором, что не давало быстро обнаружить противника, ненадежной трансмиссией, вызывавшей частые поломки и теснотой боевого отделения танка, затруднявшего работу экипажа. Советский танк Все эти проблемы были окончательно решены уже в ходе войны на протяжении нескольких лет. Простота конструкции обеспечивала быстрое производство этих танков, а хорошая ремонтопригодность была бесценна в боевых условиях, когда поврежденный танк невозможно было вывезти с поля боя. Лишь примерно с 1943 года стала остро ощущаться нехватка бронирования и огневой мощи "Т-34". К этому времени немцы серьезно усилили броню своей техники, а на советско-германском фронте в больших количествах стали появлятся новые германские танки "Тигр" и "Пантера", которые уже превосходили советскую боевую машину в бронировании и мощи орудия. Ответом советской стороны стало создание новой модификации тридцатьчетверки в 1944 году: "Т-34-85" с более просторной башней и более мощным орудием постепенно стали вытеснять "обычную" "тридцатьчетверку". Давая общую оценку танку можно сказать, что конечно у этой выдающейся боевой машины были определенные недостатки. Например, как уже говорилось, крайне неудачным было расположение смотровых приборов, что затрудняло обнаружение противника, у которого оптика как раз была превосходной. Теснота в кабине делала неудобной работу экипажа и негативно сказывалась на управлении танком в ходе боя. Все эти проблемы советские конструкторы старались решить - "тридцатьчетверка" в ходе войны неоднократно дорабатывалась - проблема с обзорностью была в итоге решена, как и проблема тесноты боевого отделения. Несмотря ни на что для своего времени танк был действительно выдающейся машиной. Потрясающие качества и сбалансированность тактико-технических характеристик сделали его самым известным и знаменитым танком Второй Мировой. Именно с ним у многих до сих пор ассоциируется мощь советских танковых сил. Сил, которые ворвались в Берлин весной 1945 года завершив агонию фашистского режима и одержав победу в самой жестокой и кровопролитной войне в истории.